Формирование мотивационного компонента читательской деятельности младших школьников
ВВЕДЕНИЕС развитием информационной среды нынешние школьники все меньше и меньше проявляют интерес к книге и к чтению в целом. Так, при выборе проведения досуга дети зачастую выбирают различного рода гаджеты вместо проведения свободного времени с книгой, погружаясь в миры компьютерных игр или же в виртуальное общение по средствам социальных сетей.
Всё это приводит к тому, что у детей снижается познавательная активность, ухудшается память, теряется сосредоточенность, что не может не отразиться на успеваемости обучающихся, в частности по предмету литературное чтение [14, 15]. Именно поэтому формирование и развитие мотивационного компонента читательской деятельности младших школьников играет здесь особую роль, поскольку она составляет основу качественного развития детей и является для них стимулом к осуществлению познавательной и творческой активности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Читательская деятельность как социально-педагогический феномен…………………………………………………………………………… 4
1.2 Мотивационный компонент, его роль в читательской деятельности младших школьников…………………………………………………………….. 8
1.3 Методы и приемы формирования мотивационного компонента читательской деятельности младшего школьника……………………………… 11
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Определение актуального уровня мотивационного компонента читательской деятельности...……………………………………………………. 15
2.2 Использование комиксов в процессе формирования мотивационного компонента читательской деятельности младших школьников ……………………………………………………………………….. 18
Заключение………………………………………………………………………... 23
Список источников ……………………………………………………………….
Приложение А…………………………………………………………………….
Приложение Б…………………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ1 Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество / Психология и социология библиотечно-информационной деятельности и подготовки библиотечных кадров: учебник / Асмус В.Ф. Улан-Удэ., 2012. – 116 с.
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб. : 2011.
3 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 2011.
4 Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения// Начальная школа, 2010.
5 Давыдов В.П. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология: / учебник А.П. Петровского. - М. 2010. – 197 с.
6 Литвиненко О. В. Теоретические основы читательской деятельности // Образовательный портал «Справочник». URL https://spravochnick.ru/literatura/teoreticheskie_osnovy_chitatelskoy_deyatelnosti/
7 Кашкаров А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарийдля библиотекарей. М.: Либеря-Бибинформ. 2012.
8 Квинн В. Н. Прикладная психология: учебник / В. Н. Квинн.: Питер, 2010. – 234 с.
9 Музыка Л.А. Интерес к чтению. Как его пробудить? // «Начальная школа». 2012.
10 Немов Р.С. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений //Психология.Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
11 Образование: теория и практика. Мотивация обучения в подростковом возрасте. Сущность понятия «мотивация» в психологопедагогической литературе, 2012.
12 Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006: Аналитический отчет / Центр оценки качества образования ИСМО РАО. М., 2013.
13 Проблема мотивации в психологии. Биофайл. Научно-популярный журнал. http://biofile.ru/psy/1649.html, 2011.
14 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 2010.
Основными составляющими мотивационного компонента человека, по Р. С. Немову, являются не только мотивационные образования диспозиции (мотивы), потребности и цели, но и интересы, задачи, желания, намерения [10]. Интерес – это особое мотивационное состояние познавательного характера, напрямую не связанное с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Ему соответствует такой вид деятельности, как ориентировочно-исследовательский. Желания и намерения – это сиюминутно появляющиеся и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, которые отвечают изменяющимся условиям выполнения действия [10].
Ряд психологов считают, что содержание обучения чтению, его методы и формы должны анализироваться с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста [2].