Исправление сигматизма шипящих звуков в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Введение
В возрасте от 0+ до 6 лет ребёнок осваивает язык и речь. Начиная от первого «гуления» и лепета до первых слов и фраз наряду с развитием речи у него формируются и психические процессы: развивается мышление и восприятие, формируются чувства и память, растут желания и возможности. Если внешняя жизнь хорошо видна взрослым, то о внутренней жизни малыша они могут только догадываться: пока ребенок не говорит, трудно бывает оценить, как развивается его воображение, происходит планирование, как он учится управлять своим поведением и контролировать эмоции. С запуском речи по-новому начинает строиться общение ребенка с окружающими, оно становится более сложным. Вместе с речью развивается образное и логическое мышление.
Все вышесказанное соответствует норме, но замечу, что по разным причинам в мире растет процент от общего количества детей младшего возраста с различными нарушениями речи.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….....4
Глава I. Научно-методические основы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ….............…………………..7
1.1. Психологические основы развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………...........................................7
1.2. Логопедические основы исправления звукопроизношения у детей дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………15
1.3.Методические основы исправления звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи..…………………………………………………..…………......20
Выводы по I главе…………………………………………………………………….24
Глава II. Организация логопедической работы по исправлению сигматизма шипящих звуков у детей с общим недоразвитием речи …………………………..25
2.1. Обследование звукопроизношения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………………..25
2.2. Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих…………………………………………………30
2.3. Оценка эффективности комплекса коррекционных мероприятий по исправлению сигматизма шипящих………………………………………………….35
Выводы по II главе…………………………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………….41
Приложение № 1……………………………………………………………………….46
Приложение № 2……………………………………………………………………….47
Приложение № 3………………………………………………………………….........48
Приложение № 4……………………………………………………………………….49
Приложение № 5……………………………………………………………………….51
Приложение № 6……………………………………………………………………….53
Приложение № 7……………………………………………………………………….55
Приложение № 8……………………………………………………………………….56
Приложение № 9…………………………………………………………………….. 61
Приложение № 10…………………………………………………………………….66
Приложение № 11…………………………………………………………………….68
Приложение № 12………………………………………………………………….....71
Приложение № 13 …………………………………………………………………....73
Список литературы
Богданова О. Учусь говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная логопедическая программа для работы с детьми дома и в детском саду / О. Богданова. – М.: АСТ, 2009. – 230 с.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А.И. Богомолова. –М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений: 3-е изд., перераб. и доп. / Л.С. Волкова, С.Н Шаховская. – М.: Владос, 2012. – 364 с.
Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Волосовец Т.В. – М.: «АРКТИ», 2002. – 167 сГаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитания в детском саду для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М. : ООО «ИКТЦ «Лада», 1992. – 431 c.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: Астрель, 2005. – 351 с.
Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдающих моторной алалией/ Г.С. Гуменная // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: в сб. науч. тр. / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1978. – С. 67-72
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486 с.
Жарова В.А. Дислалия. Часть I. Теоретические основы дислалии : методическое пособие / В.А. Жарова, Е.С. Теплякова. – Яр.: Изд–во ЯГПУ, 2011. – 75 с.
Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. - М.: Эксмо, 2008.
Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений / Н.Е. Ильякова. - М.: ГНОМ и Д, - 2005.
Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов / Ю.Н. Кислякова. – M.: Владос, 2004. – 48 с.: ил.
На сколько этапов нужно разделять логопедическую работу при дислалии, чтобы сделать ее эффективной?
При ответе на этот вопрос Ф.Ф. Рау выделяет 2-а этапа, О.А. Токарева и О.В. Правдина – 3-и этапа, М.Е. Хватцев – 4-е [3].
Я подробнее остановлюсь на 4-х этапах целенаправленной логопедической работы, предложенных Волковой Л.С.:
I этап - подготовительный. Идет активное включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс, устанавливается контакт, проводится работа по привыканию ребенка к обстановке логопедического кабинета и личности логопеда, по побуждению желания включиться в совместную работу. Необходимо всеми силами вызвать интерес к занятиям, уверенность в успехе.[18].