Развитие познавательной активности у учащихся I классов на уроках «Человек и мир»
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, в условиях современного образования у детей значительно упал интерес к обучению. Если опуститься в самую глубь проблемы, то можно увидеть, что дети стали хуже запоминать информацию, школьный материал значительно устарел, так же учебный материал преподносится довольно монотонно.
«Человек и мир» как учебный предмет обладает огромным потенциалом для создания условий для культурно-образовательного и личностного развития учащихся. Социальный заказ общества в части преподавания данного предмета ставит задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания образования, более полной реализации воспитательного, и развивающего потенциала предмета по отношению к индивидуальности каждого обучающегося. Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» одним из основных направлений государственной политики в сфере образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы о
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие «познавательной активности» и особенности её развития у детей младшего школьного возраста 5
1.2 Методика проведения нетрадиционных уроков по предмету «Человек и мир» на I ступени общего среднего образования. 13
1.3 Пути формирования познавательной активности на уроках «Человек и мир» 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПЕРВОКЛАСНИКОВ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» 31
2.1 Организация и методы проведения исследования 31
2.2 Диагностика уровня развития познавательной активности у учащихся I классов 37
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список используемой литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
2. Белоглазова, Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе / Е. В. Белоглазова. – 2019. – № 6-1(46). – С. 25-26.
3. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону. : Изд-во Ростовского ун-та, 2007. – 172 с.
4. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Пед. информатика. – 2011. – № 2. – С. 3-9.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2005. – 672 с
6. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса / А.Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2016. - 320 с.
7. Герлингер, Е. В. Особенности проведения нестандартных уроков / Е. В. Герлингер // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 858–860.
8. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2001. – 88 с.
9. Гродская, Н. В. Изучение эффективности учебных действий у младших школьников как условие развития их познавательной активности / H. В. Гродская // Формирование познавательной активности школьников: сб. науч. ст. / под ред. В. И. Лозовой. – Харьков, 2011. – С. 43- 49.
10. Денина, О. О. Развитие познавательной активности студентов в учебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / О. О. Денина ; Оренбург, 2001. – 195 с.
11. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2009. – 450 с.
12. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и школьников / Н.Е. Елфимова. – Москва: Просвещение, 2017. – 58 с.
13. Ермолаева, О.Ю. Развитие младших школьников / О.Ю. Ермолаева // Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 12-16.
14. Закирова, В. Г. Традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания / В. Г. Закирова, В. К. Власова, Л. Р. Каюмова, Э. Г. Сабирова. – Казань: Казан. ун-т. – 2018. – 109 с.
15. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – СПб. : 2010. – 59 с.
16. Зачинская, Н. Г. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. / Н. Г. Зачинская // Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Т. 1. – 2014. – с. 180 – 183.
17. Зинченко, В.
Таким образом, анализ научных источников позволил выделить в понимании сущности познавательной активности: интегративное качество личности, выражающее стремление к знаниям и к деятельности [36, с 65].
Интерес как средство обучения работает только тогда, когда внутренние стимулы способны сдерживать всплески интереса, возникающие из-за внешних воздействий.
По мере того, как ученик овладевает учебной деятельностью, так же развиваются мотивы младших школьников, которые закладываются в процессе обучения. Первоначально могут возникать интересы к процессу чтения, рисования или к каким-либо другим процессам, а уже дальше проявляется интерес к какому-то определённому предмету. Обычно, в I классе, ученики не могут выделить какой-то один предмет. Они называют три, четыре, а то и пять любимых учебных предметов. Как правило, на первых местах стоят предметы, которые вызывают наибольший интерес. Ко II классу круг любимых предметов у учеников снижается до двух или же трёх предметов. А уже в III классе доходит до одного предмета, т.е. ученика уже интересует само содержание предмета.
У детей младшего школьного возраста познавательный интерес слабый, он длится недолго и может остановить свое развитие в любое время, как только ситуация, в которой изучение чего-то нового ребёнку становится скучной и снижает положительный эмоциональный фон.
При высоком уровне когнитивного интереса школьники соединяются с установленными правилами