Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из актуальнейших задач воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи является формирование их речи и её дальнейшее развитие.
Дошкольный возраст является этапом активного усвоения детьми родного языка, в этот период происходит становление и развитие всех сторон речи, что необходимо для решения многих педагогических, воспитательных и коррекционных задач, в максимально сензитивный период обучения и воспитания. [1]
В процессе овладения родным языком, ребёнок должен научиться составлять рассказы о предметах, событиях и явлениях, характеризовать их существенные стороны и свойства, события должны быть последовательными и логически согласованными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь является сложной формой речевой деятельности, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В настоящее время многие исследования указывают на большой процент детей с тяжелыми речев
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Развитие речи нормально развивающихся дошкольников
1.2 Особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с ОНР
1.3 Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО эксперимента
2.2 Результаты экспериментального изучения
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Методические рекомендации по проведению режимных моментов и занятий по трудовой деятельности для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. - М., 2013 - С. 253 - 350.
2. Балобанова, В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб, 2001.
3. Бардышева, Т.Ю., Моносова Е.Н. Обучение связной речи детей 5-6 лет. - М.: Скрипторий 2003, 2013 - 32 с.
4. Безрукова, О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - М., 2008 - С. 54- 65.
5. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду. - М.: Метода, 2014 - 208с.
6. Бородич, А.Н. Методика развития речи детей. - М., 1989. - С. 58 - 62.
7. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М., 2014 - С. 56 - 67.
8. Васильева, С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М., 2010.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. - М., 2009 - 235 с.
10. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2006.
11. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. Нечаевой В.Г. - М., 2010 - 36 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2016.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2000.
14. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи. - М.: Издательство
15. «Детство - пресс», 2007 - С.376 - 381.
16. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми разговорной речи. - М., 1999.
17. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004 -С. 69-76.
18. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., 2014.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2016.
20. Жукова, Н. С., Ма
Лексикон ребенка продолжает обогащаться. Для ребенка возраста 4-6 лет характерен объем словарного запаса, равный примерно 4000 слов. Ребенок все больше старается конкретизировать смысл слов, но при этом все еще допускает ошибки в восприятии и применении некоторых языковых единиц.
Вместе с расширением словаря ребенка происходит развитие грамматического речевого строения, т.е. семантика и строение предложения становятся более сложными. Диалогическая речь ребенка отличается присутствием неполных высказываний.
По достижению возраста 5-ти лет ребенок начинает применять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, но при этом зачастую в этих предложениях остается недосказанной основная часть. Диалогическая речь преобразуется в более развернутые высказывания.
Появляются умения составления простых коротких рассказов в соответствии с изображением, игрушкой и пр., но при этом нередко дети лишь дублируют речь взрослого.
Самостоятельно пересказывать текст без содействия посторонних ребенок может уже в старшем дошкольном возрасте. Развитию такого рода монологической речи способствует воздействие литературного текста на эмоции детей: возникает эмпатия со стороны детей, в результате чего текст закрепляется в памяти ребенка и появляется желание его пересказать. В ходе пересказа ребенок запоминает образные слова и фр