Организация семейного чтения в начальной школе

Скачать дипломную работу на тему: "Организация семейного чтения в начальной школе". В которой проанализированы формы пробуждения интереса к чтению в семье и виды семейного чтения. Составлен комплекс мероприятий по организации взаимодействия школы и семьи при формировании семейного чтения детей в начальной школе на формирующем этапе.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.09.2024
Объем файла
800 Кб
Количество страниц
63
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Знакомство с чтением происходит в большинстве случаев именно в семье. Родители, бабушки с дедушками, братья и сестры – все они могут быть проводниками в мир чтения. Изначально, конечно, ребенок постигает мир художественной литературы не в письменной форме, а в устной, с помощью рассказов взрослых, чтению вслух других членов семьи. И лишь потом, когда будет освоен алфавит, ребенок сможет самостоятельно погрузиться в мир чтения.
Чтение книг играет непосредственную роль в развитии ребенка любого возраста, а раннее детство и дошкольный период – время, которое нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.
Первым социальным институтом

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы семейного чтения 7

1.1. Современные проблемы семейного чтения: причины возникновения 7

1.2. Понятие и сущность семейного чтения 13

1.3. Формы пробуждения интереса к чтению в семье и виды семейного чтения 18

Выводы по первой главе 29

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации семейного чтения младших школьников 30

2.1. Изучение уровня семейного чтения и читательского интереса детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент) 30

2.2. Комплекс мероприятий по организации взаимодействия школы и семьи при формировании семейного чтения детей в начальной школе (формирующий эксперимент) 43

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию семейного чтения младших школьников при взаимодействии школы и семьи (контрольный эксперимент) 48

Выводы по второй главе 52

Заключение 53

Список литературы 55

Приложение 61

 

Список литературы

 

1. Андреев, О.А. Учитесь быстро читать / О.А. Андреев - Москва: Просвещение, 1991г. «Большой справочник. Начальная школа» - Москва: «Олимп», 2000. С.90 

2. Архипова, О.И. Формирование читательского интереса у младших школьников посредством нестандартных методических приемов на уроках литературного чтения / О. И. Архипова, Е.Ю. Мороз // Вестник научных конференций. – 2017. – № 4. – С. 8-9.

3. Биржева, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе / Т. А. Биржева // Начальная школа. – 2011. – № 7. С. 35-36.

4. Волкова, В.Е. Роль семейного воспитания в развитии личности дошкольников / В.Е. Волкова // Актуальные задачи педагогики: Материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.) Москва: Буки-Веди, 2017 – 210 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991. – 480 с.

6. Габрийчук, С.Н. Развитие интереса к чтению как педагогическая проблема // Педагогический журнал «Познание». 2016. С. 1-12. 

7. Гарченко, М. Н. Влияние семейных традиций на становление культуры детского чтения / М. Н. Гарченко, М. Б. Полтавская // Начальная школа : ежемесячный научно-методический журнал. - 2014. - № 2. - С. 90-91

8. Гацелюк, И.А. Повышение качества чтения младшего школьника - URL: https://docviewer.yandex.ru/url=http%3A%2F%2Ftob-school-17.ucoz.ru%2F2013 (Дата обращения 31.03.2023)

9. Голубева, Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. Недетские проблемы детского чтения / Е.И. Голубева. – Москва: Российская государственная детская библиотека, 2002 – 60 с.

10. Гончарова, Е.Л. Бездумное чтение у детей. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова // По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения РАО / под общ. ред. В. А. Лекторского. - 2014. - Бездумное чтение у детей. К теории вопроса.

11. Горецкий, В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 10-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 461 с.

12. Громова, О.М. Откуда берутся нечитающие взрослые / О.М. Громова // Библиотека в школе. – 2008 – № 1 – С. 2-9.

13. Евтюшкин, С.В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / С.В. Евтюшкин. Пенза, 2006. 164 с.

14. Жукова, И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / И.Г. Жукова. Саратов, 2004. 206 с.

15. Калинина, Т.В. Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 871-873.

16. Климанова, 

По нашему мнению, можно выделить следующие причины, мешающие возрождению семейных чтений: родители сами не любят читать или им не читали в детстве, они не понимают важность чтения для нравственного и духовного развития ребенка. Некоторые родители считают чтение нудной обязанностью и не получают от него удовольствия, так как им хочется в это время посмотреть ТВ, «посидеть в интернете», - наиболее частотная причина игнорирования семейных чтений.
В исследованиях И.Н. Тимофеевой [44] сформулированы методические условия, которые необходимо знать родителям для грамотной организации семейного чтения:
1) отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, то есть интересными каждому члену семьи, а главное - они должны нравиться читающему вслух взрослому;
2) способ чтения выбранного художественного произведения не должен быть излишне театральным. Читающий обязан суметь передать свое положительное отношение к читаемому, поэтому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм;
3) при чтении необходимо наблюдать за настроением ребенка, замечать, все ли понятно, увлечен ли, нет ли усталости. Иногда полезно предложить ребенку задавать вопросы о том, что