Развитие монологической речи-рассуждения у детей 6-7 лет при работе с серией картин
ВВЕДЕНИЕ
Коренные перемены в социальном устройстве страны, различные тенденции в развитии средств массовой информации и международных контактов актуализируют вопрос развития монологического общения личности. Высокий уровень развития речевого общения можно назвать основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для развития полноценной личности дошкольника.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРИ РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИН...........................................................................8
1.1. Психофизиологические и лингвистические основы развития монологической речи детей....................................................................................8
1.2. Особенности развития монологической речи-рассуждения у старших дошкольников.........................................................................................14
1.3. Педагогические условия развития монологической речи-рассуждения у детей 6-7 лет при работе с серией картин...................................19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРИ РАБОТЕ С СЕРИЕЙ КАРТИН.........................................................................26
2.1. Диагностика уровней развития монологической речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста................................................................26
2.2. Рекомендации по развитию монологической речи-рассуждения у детей 6-7 лет при работе с серией картин............................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………...………………………….…………46
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.
- АрушановаА.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /А.Г. Арушанова; отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2017. - С. 4-16.
- АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 272 с.
- Белошистая А. Развиваем связную речь / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С.20-23.
- Берлина Н.П. Развитие связной речи у старших дошкольников / Н.П. Берлина // Начальная школа + до и после. - 2016. - №7. - С.67-70.
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014. - 213 с.
- Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика / Ш. Бутон; под ред. А.M. Шахнаровича. - М.: Прогресс, 2016. - С. 307-324.
- Виноградов В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. Виноградов. - М.: Просвещение, 1983. - 258 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / В. Виноградов. - М.: Лабиринт, 2006. - 416 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1981. - 471 с.
- ГомзякО.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию монологической речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. - 128 с.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2013. - 144 с.
- ЕлкинаН.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М, 2014. - 107 с.
- ЖинкинН.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 2017. - С. 64-72.
- Климкина Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников / Е.А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. - 2015. - №10. - С.20-22.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 2010. - 380 с.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М., 2018. - 126 с.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников / И.Д. Коненкова. - М.: Гном и Д, 2015. - 80 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2018. - 144 с.
- ЛадыженскаяТ.А. Система работы по развитию монологической устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1994. - 255 с.
- Лебедева И.Н. Связная речь: речи в общении и речь в деятельности / И.Н. Лебедева // Специальное образование. - 2014. - №1. – С.166-183.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
- ЛеушинаА.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 560 с.
- ЛурияА.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1975. - 120 с.
- Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: Просвещение, 1996. - 367 с.
- Николаева Т.М. Лингвистика текста / Т.М. Николаева // Современное состояние и перспективы. - 2018. - Вып. 8. - С. 5-39.
- Обора Н.Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками / Н.Ф. Обора // Успехи современного естествознания. - 2018. - №7. - С.37-40.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2017. - 207 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб.: Союз, 2018. - 256 с.
- Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1987. - 120 с.
- Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2005. - 144 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2014. - 98 с.
- Смирнов С.А. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии): учебник для высших и средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 512 с.
- Смирнова О.Е. Детская психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Смирнова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
- Соколов А.Н. Психологическое исследование внутренней речи / А.Н. Соколов. - М., 2015. - 112 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. 2-е изд. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. - 224 с.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 256 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. - М., 2010. - 152 с.
- УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2016. - 288 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений./О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитарный изд. центр, ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
- Ушакова О.С. Работа по развитию монологической речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 8-12.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httрs://rg.ru/2013/11/25/dоshk-stаndаrt-dоk.html
- Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. - М., 2014. - 205 с.
- Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 2016. - 320 с.
- ФримучковаГ.В. Методика формирования связной речи старших дошкольников / Г.В. Фримучкова // Детский сад от А до Я. - 2019. - № 4. - С. 108-113.
- ЦейтлинН.С. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / Н.С. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 240 с.
- Шадрина Л.Г. Азбука сочиняйки: программа и методические рекомендации по развитию связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина. - Тольятти, 1999. - 40 с.
- Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок монологической речи детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Г. Шадрина. - М., 2015. - 17 с.
- Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка / О.А. Шорохова.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
- Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М.: Просвещение, 1987. - 115 с.
- ЭльконинД.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1988. - 115 с.
- Яковлева Ю.В. Характеристика речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Яковлева // Педагогика. – 2018. - № 4. – С. 38-44.
- Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет / В.И. Яшина // Хрестоматия по теории и методике развития речи. - М.: Академия, 1999. - С. 456-460.
- Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М: Академия, 2013. – 414 с.
Обращения воспитателя, побуждающие детей к построению речи-рассуждения по пейзажной картине, формулируются по-разному, но их назначение одинаково:
- Докажите, что на картине А. Саврасова«Грачи прилетели» изображена ранняя весна, а на картине В.Подляского« Облачко»- поздняя;
- Какое время суток изобразил художник на картине (Ю.Каменев «Весна»)? Как вы об этом догадались?
- Какое время года изобразил художник на картине? Какие признаки осени доказывают это? (Картина Васнецова «Аленушка»).
- Как вы думает, какая погода была накануне этого утра? Была ли вьюга? Шел ли снег? Трещал ли мороз? (И. Шишкин«Иней»).
Использование приема сравнения двух или трех картин со сходными пейзажами и задания выбрать картину; подходящую к содержанию стихотворения, и объяснить, почему именно к этой картине подходит стихотворение, также ведет детей к речи-рассуждению.