Игровая деятельность как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста

Отличная дипломная работа, в которой изучены возрастные особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста; представлены методические приемы по развитию в процессе игровой деятельности; описаны виды литературных игр на занятиях в ДОО. В работу включены таблицы, иллюстрации и приложение.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.08.2022
Объем файла
1305 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2800 руб.
3500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать знания, научить детей читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.

2-3 ноября 2021 года состоялся Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0». Тема форума «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» отвечает современным вызовам времени. Ведущие эксперты в области образования, педагоги-новаторы, политические и общественные деятели, создатели уникальных проектов по сохранению родного языка и российской культуры высказали свое мнение о главных принципах воспитания подрастающего поколения и о роли педагога в формировании личности ребенка. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

  1. Игровая деятельность и ее роль в литературном развитии детей старшего дошкольного возраста ............................................................................ 7
  2.  Возрастные особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................. 14
  3.  Виды литературных игр на занятиях в ДОО ....................................... 19

ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Выявление исходного уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности................................................. 29

2.2 Описание и апробация методических приемов по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ......... 35

2.3 Определение итогового уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности……………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................... 55

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................... 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

          Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 192с.

          Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 381 c.

          Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. – М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. – 144 c.

          Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2018. – 233 c.

          Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с.

          Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2018. – 304 c.

          Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

          Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Юрайт, 2018. – 197 c.

          Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы,  Инновационная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. ­– 336с.

          Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2018. – 510 c.

          Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2018. – 724 c.

          Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.

          Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Гриценко. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.

          Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. Рекомендациями) / – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

          Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.

Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. – СПб.: Питер, 2018. – 352 c.

          Джанни Родари Грамматика фантазии введение в искусство придумывания историй – М.: Флинта: Наука, 2002. – 400с.

          Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. – М.: Academia, 2017. – 288 c.

          Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8.-С. 34-41.

          Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2017. – 288 c.

          Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2019. – 48 c.

          Радуга: программа и руководство для воспитателя / сост.Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1999.

          Сазонова, В.А. Театральная педагогика Ю.А. Завадского: Учебное пособие / В.А. Сазонова. – СПб.: Планета Музыки, 2019. – 176 c.

          Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2017. – 671 c.

          Сухомлинский В.А.: Сердце отдано детям [текст] / В.А. Сухомлинский. – Ми: Народная асвета, 1982 – 288 с.

          Тихомирова И.И. Психология детского чтения: от А до Я. – М., 2004. С. 93-103.

          Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. – М.: УЦ Перспектива, 2018. – 408 c.

Ссылки на электронные ресурсы

http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

http://nauka-pedagogika.com

http://www.maam.ru

https://infourok.ru

Художественная литература является могучим средством нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников. Она оказывает большое влияние на развитие речи детей, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.

Читая дошкольникам художественные произведения по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, средства и приемы, такие как: чтение произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, беседа по произведению, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи, показ иллюстраций, просмотр видеофильмов и т.д. Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Она способствует свободному и легкому осуществлению процессов развития и обучения дошкольников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как мощное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети чувствуют себя во время игр свободно и раскованно. Л.В. Артемова подразделяет такие игры на две основные группы- игры-драматизации и режиссерские игры. Рассмотрим предложенные виды более подробно.