Игровая деятельность как средство литературного развития детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать знания, научить детей читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
2-3 ноября 2021 года состоялся Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0». Тема форума «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» отвечает современным вызовам времени. Ведущие эксперты в области образования, педагоги-новаторы, политические и общественные деятели, создатели уникальных проектов по сохранению родного языка и российской культуры высказали свое мнение о главных принципах воспитания подрастающего поколения и о роли педагога в формировании личности ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
- Игровая деятельность и ее роль в литературном развитии детей старшего дошкольного возраста ............................................................................ 7
- Возрастные особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста.................................................................................................. 14
- Виды литературных игр на занятиях в ДОО ....................................... 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Выявление исходного уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности................................................. 29
2.2 Описание и апробация методических приемов по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ......... 35
2.3 Определение итогового уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности……………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................... 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 192с.
Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2018. – 381 c.
Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. – М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. – 144 c.
Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. – М.: Омега-Л, 2018. – 233 c.
Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с.
Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2018. – 304 c.
Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Юрайт, 2018. – 197 c.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы, Инновационная программа дошкольного образования. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336с.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2018. – 510 c.
Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2018. – 724 c.
Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Гриценко. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. Рекомендациями) / – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.
Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. – СПб.: Питер, 2018. – 352 c.
Джанни Родари Грамматика фантазии введение в искусство придумывания историй – М.: Флинта: Наука, 2002. – 400с.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова. – М.: Academia, 2017. – 288 c.
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8.-С. 34-41.
Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. – М.: Флинта, 2017. – 288 c.
Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2019. – 48 c.
Радуга: программа и руководство для воспитателя / сост.Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1999.
Сазонова, В.А. Театральная педагогика Ю.А. Завадского: Учебное пособие / В.А. Сазонова. – СПб.: Планета Музыки, 2019. – 176 c.
Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2017. – 671 c.
Сухомлинский В.А.: Сердце отдано детям [текст] / В.А. Сухомлинский. – Ми: Народная асвета, 1982 – 288 с.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения: от А до Я. – М., 2004. С. 93-103.
Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. – М.: УЦ Перспектива, 2018. – 408 c.
Ссылки на электронные ресурсы
http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
http://nauka-pedagogika.com
http://www.maam.ru
https://infourok.ru
Художественная литература является могучим средством нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников. Она оказывает большое влияние на развитие речи детей, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Читая дошкольникам художественные произведения по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, средства и приемы, такие как: чтение произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, беседа по произведению, выразительное чтение, прослушивание аудиозаписи, показ иллюстраций, просмотр видеофильмов и т.д. Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Она способствует свободному и легкому осуществлению процессов развития и обучения дошкольников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как мощное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети чувствуют себя во время игр свободно и раскованно. Л.В. Артемова подразделяет такие игры на две основные группы- игры-драматизации и режиссерские игры. Рассмотрим предложенные виды более подробно.