Формирование представления о честности у младших школьников на уроках литературного чтения.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в образовании ставится цель формирования у учащихся начальной школы основных видов универсальных учебных действий (далее УУД), что отражает в себе новый ФГОС НОО второго поколения в соответствии с фундаментальными целями образования.
В составе планируемых результатов личностных УУД выделяют: формирование морально-эстетических ориентаций (основные моральные нормы, а также их выполнение на основе социальной необходимости); способности к моральной децентрации – то есть к учету мотивов, интересов и позиций других участников моральной дилеммы в процессе её разрешения; динамика морального осознания в процессе перехода от до конвенционального (ребёнок, находясь на доконвенциональном уровне, ещё не усвоил и не принял общепринятые нормы относительно того, что является правильным или неправильным; вместо этого он фокусируется в основном на внешних последствиях, которые могут принести какие-либо действия) уровня к конвенциональному.
Содержание
Введение3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕСТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ6
1.1 Представления о честности в науке………………………………………….6
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста …….…....12
1.3 Возможности формирования представлений о честности на уроках литературного чтения……………………………………………………...……...….20
Вывод по Главе I…………………………………………………………………25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕСТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ…………………………………………………..27
2.1 Диагностическая программа определения актуального уровня сформированности нравственного понятия "честность" у младших школьников на уроках литературного чтения.…………………………..….....27
2.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………34
2.3 Комплекс заданий, направленный на формирование представления о честности у младших школьников на уроках литературного чтения 39
Заключение54
Список используемой литературы56
Список использованной литературы
Авдулова Т.П., Жарова Т.А. Представления о моральных нормах родителей и детей // Психология обучения. 2014. № 9. С. 86-101.
Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Аркти, 2013. 117 с.
Белобрыкина О.А., Палиева В.А. Категория «честность» как социально-психологический феномен: к обоснованию проблемы исследования (сообщение 1) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. № 2. С. 20-32.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
Воспитание нравственных качеств у младших школьников / В.С. Распопова, Н.А. Овсянникова, Л.И. Бочарова и др. // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Белгород, 25 апреля 2022 года. Белгород: ООО ГиК, 2022. С. 52-54.
Геник Е.А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом // Журнал Вестник Самарской гуманитарной академии. 2009. № 1. С.10.
Дондукова А.Д., Ягнюк Я.В. Воспитание честности и дружелюбия в процессе знакомства младших школьников с творчеством Н.Н. Носова // Филологические аспекты начального образования: история, современность и перспективы развития : материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Москва, 13 апреля 2019 года / Под общей редакцией И.Л. Масандиловой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 69-71.
Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010. 558 с.
Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки. М.: Глобус, 2009. 112 с.
Зикункова О.Д. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей во внеурочной деятельности. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/10/vospitanie-u-mladshikh-shkolnikov-nravstvennykh.
Знаков В. В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 281 с.
Иванова Ю.В., Михайлова А.Е. Формирование абстрактных понятий нравств
Большим потенциалом в формировании представлений о честности у младших школьников имеет предмет «Литературное чтение». Об этом говорят научные исследования и обобщение педагогического опыта [16], а также нормы, закрепленные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования, в котором в разделе, посвященном предмету «Литературное чтение», определены такие планируемые результаты:
«… понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»;
«…осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности» [41].
Честность, как мы определили в ходе теоретического исследования, является важной нравственной категорией, ценностью, формировать которую следует с детства,