Педагогические условия развития социального интеллекта у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социального интеллекта привлекает в последнее время все большее внимание психологов. Это обусловлено ускорением темпов социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умения оптимизировать деятельность в новой ситуации. В настоящее время, проблема развития социального интеллекта, активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, А.Л. Южанинова, Р. Стернберг, Р.Селман и др.), причем предметом специального рассмотрения данная тематика стала сравнительно недавно. Социальный интеллект лежит в основе социальной компетентности и служит фундаментом позитивной социализации личности ребенка. Важным направлением современных исследований является выявление специфики онтогенетического развития компонентов социального интеллекта ребенка в разные возрастные периоды. Особое внимание уделяется исследователями проблематике развития социального интеллекта ребенка дошкольного возраста в современной педагогике
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема исследования социального интеллекта в отечественных и зарубежных трудах
1.2. Особенности развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Обоснование модели развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация, методы и анализ исследования уровней развития социального интеллекта у старших дошкольников
2.2. Разработка и реализация педагогических условий развития социального интеллекта у детей 6 -7
2.3. Проверка эффективности реализации педагогических условий развития социального интеллекта у детей подготовительной группы
Заключение
Не найдено
Исследования М. Форда и М. Тисака стали следующей ступенью в изучении социального интеллекта и были направлены на определение его поведенческой составляющей. В его работах социальный интеллект характеризуется как четкая и согласованная группа ментальных способностей, которые связаны с обработкой социальной информации и отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления. Г. Гарднер в рамках теории множественных интеллектов описал межличностный интеллект (способность понимать других и ладить с ними), который, на наш взгляд, соответствует понятию «социальный интеллект» - способности понимать других людей.
В работах Н. Кэнтора и Р. Хэрлоу рассматривается представление отдельной личности о социальном интеллекте. Исследователи считают, что социальное поведение определяется уровнем интеллекта, поскольку оно является результатом восприятия, памяти, рассуждения и решения проблем. Индивидуальные различия в социальном поведении связаны с разницей в знаниях и стратегиях, необходимых для выполнения социальных задач. Учёные доказали, что интеллектуальное поведение предполагает приспособляемость (способность гибко реагировать на то, какие задачи надо выполнить и как это сделать) к результатам чьих-либо действий, использование их для достижения других целей в различных ситуациях. Это позволяет успешно решать возникающие межличностные проблемы.