Особенности основных адаптации/дезадаптации детей к школе и психологической готовности детей к обучению в школе
Введение
Адаптация к школе – это один из самых сложных и важным моментов в жизни детей и их родителей (законных представителей). Адаптация к школе – это перестройка сфер ребенка (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной) при переходе к систематическому организованному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной, многогранной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важным итогом обучения и воспитания его в дошкольном учебнм заведении и в семье. Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен. Данный аспект очень важен, так как психологическая неподготовленность ребёнка является одной из основных причин проблем адаптации и неуспеваемости в школе.
Содержание
Введение – стр. 2
Глава 1.
Адаптация детей к школе как психолого-педагогическая проблема
- Готовность ребенка к школьному обучению и адаптации к школе
- Психологические особенности детей младшего школьного возраста
- Проблемы адаптации к школе и пути их преодоления
Глава 2
2.1. Анализ уровня готовности детей к школе и процесса их адаптации в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1583 имени К. А. Керимова" (далее – ГБОУ Школа № 1583)
2.2. Исследование эффективности процесса адаптации детей к школе в ГБОУ Школа № 1583
2.3. Анализ проблем адаптации детей к школе в ГБОУ Школа № 1583
2.4. Рекомендации по преодолению проблем и повышению эффективности адаптации детей к школе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
2. Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для вузов. - 4-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Академический Проект, 2000
3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1994
4. Батюта М.Б. Возрастаня психология: учебное пособие/ М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – Москва: Логос, 2011.
5. Болматенкова Т.А. Основы физического воспитания: учебное пособие. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / Сост. и научн. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: "Академия", 2000
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
8. Гин С.И. первые дни в школе: методические рекомендации по адаптации детей к школе: пособие для учителя 1 класса/ С.И. Гин, И.Е. Прокопенко – 2-е изд. – Москва: Вита-пресс, 2016
9. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издат. центр "Академия", 1999
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999
11. Морева Г.И. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2009.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.: "Академия", 2000
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гум. изд. центр " ВЛАДОС", 2000
14. Пешкова В.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика воспитания младших школьников»: рабочая программа дисциплины. – Москва; берлин: Директ-Медиа, 2015.
15. Пешкова В.Е. Педагогика: учебно-методическое пособие. – Москва; берлин: Директ-Медиа, 2015.
16. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2001
17. Психология человека от рождения до старости./Под ред. А.А. Реана. - М., 2002
18. Практическая психология в образовании/ Под ред, И.В. Дубровиной. - М.,1997
19. Психология развития /Под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2001
20. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста
21. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995
22. Титов В.А. Педагогика начальной школы: учебное пособие. – Москва: «Приор-издат», 2008.
23. Флейк-Хобсон К., Робинсон Е., Скин П. Мир входящему. - М., 1992
24. Хрестоматия по возрастной психологии/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.,1994
25. Шаграева О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: "Владос", 2001
26. Эльконин Л.Б. Избранные педагогические труды. М.: Междунар.пед.академия, 1995
Процесс адаптации первоклассника к школьной жизни, как уже не раз отмечалось, затрагивает несколько сфер его жизнедеятельности. Это и сфера межличностных отношений с классным руководителем и с одноклассниками; сфера учебной деятельности, в которую входят усвоение учебной программы и правил школьной жизни. При проведении исследования процесса адаптации обучающихся к школьной жизни в образовательном учреждении применяются не только конкретные методики, но также беседы с классным руководителем, педагогами, родителями (законными представителями). В основном в образовательной организации для исследования используется метод наблюдения в различных сферах деятельности первоклассников. Рассмотрим его подробнее.
Наблюдение – это наиболее распространённый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований:
- чётко и ясно поставленная цель,
- разработка схемы наблюдения,
- систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития),
- объективность наблюдения (описывается только сам факт, в этом случае толкование наблюдателем не предусмотрено).