Эффективность межпредметных связей изобразительного искусства с биологией в общеобразовательных школах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Окружающий нас мир удивляет нас богатством красок и впечатлений, которые он нам дарит. Это множество различных форм и цветовых оттенков в окружающей природе. Любовь к окружающей природе прививается с самого раннего возраста. Дети слышат об отношении к природе от взрослых, это передается в песнях, сказках, рассказах, на прогулках со взрослыми. Познавая окружающий мир ребенок открывает для себя много нового, например смена времен года, с меняющимися красками, которые использует природа. Учителя дошкольного звена и начальной школы привлекают внимание детей к таким закономерностям, происходящим в природе. На занятиях эти изменения в природе дети зарисовывают и составляют небольшие рассказы по рисункам, для закрепления материала. На рисунках могут быть и деревья и плоды и цветы. Дети отображая на рисунках желаемый объект подбирают цвета для окрашивания, которые в зависимости от времени года могут меняться. Бережное отношение и любовь к природе можно пр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ……... 7
1.1.Психолого-педагогические основы межпредметных связей…..……… 7
1.2. Виды и способы реализации межпредметных связей………………… 14
1.3. Межпредметные связи изобразительного искусства с биологией в условиях современной школы……………………………………………… 19
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С БИОЛОГИЕЙ В ШКОЛЕ…… 26
2.1.Оценка качества метапредметного обучения на уроке………………. 26
2.2. Компоненты межпредметных связей изобразительного искусства с биологией……………………………………………………………………. 34
2.3. Исследование влияния взаимосвязи изобразительного искусства с биологией на повышение уровня знаний и навыков школьников………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2019. - 53 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».- М: Омега- Л., 2014.-134 с.
Алиева, М. К. Значимость интегрированного урока в системе современного образования / М. К. Алиева, Х. Х. Гаджиева, А. А. Магомедова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – С. 1757-1760.
Афанасьева, Т. Н. Использование интерактивных методов обучения на уроках интегрированного типа / Т. Н. Афанасьева, В. Г. Богачева // Вестник Белгородского института развития образования. – 2021. – Т. 8. – № 1(19). – С. 29-42.
Антонова, А. С. Интегрированный урок в рамках реализации ФГОС / А. С. Антонова, Н. А. Соловьева // Образование XXI века: подходы, технологии, методики: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Курган, 27 мая 2022 года / Отв. редактор Г.М. Федосимов. Том 2. – Курган: Курганский государственный университет, 2022. – С. 25-30.
Абдулаева Н.М., Зайналова Л.А. Межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №3 (35). С. 55-61.
Алиева С. С. Педагогические принципы междисциплинарного образования и диалога // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 4 (21). - С. 18-21.
Борытко. Н.М. Педагогика / Н.М Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352с.
Баляйкина В.М., Маскаева Т.Л., Лабутина М.В., Чсгодасва Н.Д.Межпредметные связи как принцип интеграции обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 26-33.
Бурляева, В. А. Повышение мотивации к обучению через межпредметные связи / В. А. Бурляева, К. А. Чебанов, Т. А. Олешкевич // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10, № 1-1. – С. 572-579.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 368 с.
Горчилина, М. О. Интегрированные уроки:
Т.С. Васильева утверждает, что цель - это то. к чему надо стремиться, она «обязательно должна быть осознана тем. кто её ставит» и понятно сформулирована и принята другими. А целеполагание как раз выбор одной или нескольких целей. «Целеполагание - это практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализации целей» [6].
Одна из первоочередных целей образования - формирование предметных знаний, овладение понятийным мышлением. Реализации данной цели способствует процесс формирования социально-экономических понятий, знание которых будет способствовать адаптации обучающихся в обществе, поможет познать социальные отношения, получить необходимые знания о социально- экономической жизни.
«Понятие» определяют как форму научного