Воспитание толерантности и культуры межнационального общения в условиях современного социума у младших школьников
Введение
Рассмотрение проблемы развития толерантности среди младших школьников появилась из-за потребности современного общества в социально-духовном прогрессе и стабильности. Особое место в этом процессе отводится образовательным учреждениям как социальному институту, оказывающему непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Однако в условиях традиционного образования развитие межнациональной культуры у учащихся носит стихийный характер. Поэтому необходима специальная работа по формированию у подрастающего поколения толерантности, навыков самостоятельного мышления, умений разрешать конфликты ненасильственным способом, развивать способность уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий.
Актуальность проблемы развития межэтнической толерантности является:
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания младших школьников толерантности и культуры межнационального общения.
Понятие «толерантности» и «межнационального общения». Их роль в отношении между людьми. …………………………………………………...
Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Уровни сформированности культуры межнационального общения у младших школьников. ………………………………………………………..
Формирование поликультурной компетенции младших школьников в учебно-воспитательном процессе. ……………………………………………
Глава 2. Организация учебно-воспитательной работы в школе с многонациональным составом учащихся.
2.1. Специфика работы учителя в классах с многонациональным составом. …
2.2. Основные формы и методы формирования толерантности в младшем школьном возрасте. ………………………………………………………………..
Заключение. ………………………………………………………………………..
Литература. ………………………………………………………………………...
Литература:
1. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России.- М., 2003.
2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.
3. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер. – СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2005. – 120 с.
4. Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие, Издательство МГП, 2008. - 168 с.
5. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру. - М., 2009.
6. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2007.- 96с.
7. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998.-338 с.
8. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. // Педагогика. -2001. №4. - С.24-30.
9. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с.
10. Закон РФ «Об образовании» ст. «Принципы государственной политики в области образования» от 28.09.2010 №243-Ф3.
11. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов Н/Д: Феникс, 2002. - 448с.
Научная толерантность – терпимость к другим позициям в науке, допуск иных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность – терпимость к учащимся, навык понять и простить их изъяны.
Административная толерантность – умение управлять без нажима и агрессии.
Касаемо к личности психолог Запорожец А.В. видет несколько типов толерантности. [3; с.123].
Естественная (натуральная) толерантность. Она предполагает общительность и доверчивость, присущие и изначально младшему школьнику. Они не являются и не определяют качеств его «Я», так как процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не послужило причинной к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию отдельных планов поведения и переживания и т.д.
Моральная толерантность. Этот вид называет терпимость, соединяемая с личностью.