Формирование основ музыкальной грамотности младших школьников на занятиях в вокальной эстрадной студии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в системе образования РФ происходят различные изменения, появляются новые вызовы и требования как к системе в целом, так и к отдельным методикам и технологиям. Сегодня от школьного образования требуется не только формирование у учащихся базы академических знаний, но и развитие их способностей, а полученные знания учащиеся должны уметь применять для решения разных задач. Для достижения названных целей разрабатываются новые стратегии, формулируются новые понятия, одним из которых стало «функциональная грамотность». Функционально грамотного человека отличает способность применять полученные с жизненным опытом знания, умения и навыки в различного рода ситуациях: в сфере профессиональной деятельности, в коммуникации с социумом и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ7
1.1.«Музыкальная грамотность» как понятие в педагогике музыкального образования7
1.2.Эстрадная вокальная студия в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе14
1.3.Голосовые возможности младших школьников для обучения эстрадному вокалу21
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ27
2.1.Диагностика уровня сформированности музыкальной грамотности младших школьников на занятиях эстрадным вокалом27
2.2.Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию основ музыкальной грамотности младших школьников на занятиях в вокальной эстрадной студии35
2.3.Контрольный этап опытно-поисковой работы по формированию основ музыкальной грамотности младших школьников на занятиях в вокальной эстрадной студии41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ48
ПРИЛОЖЕНИЕ 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 255
ПРИЛОЖЕНИЕ 356
ПРИЛОЖЕНИЕ 457
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700-Музык. образование / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - Москва : ACADEMIA, 2004. – 333 с.
Баренбойм Л. А. Путь к музицированию . - Ленинград ; Москва : Сов. композитор, 1973. - 268 с.
Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: метод диагностики проблем : учебное пособие / И. Б. Бархатова. — 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023. — 64 с.
Безбородова Л.А., Заварина С.Ю. Педагогические проблемы в теории музыкального образования // Наука и школа. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-problemy-v-teorii-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 17.04.2023).
Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. М. Алиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2014. — 512 с.
Большая советская энциклопедия [Текст] : [В 30 т.] / Глав. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - Москва : Сов. энциклопедия, 1969-. - 26 см. Т. 30: Экслибрис-ЯЯ. Т. 30. - 1978. - 631 с., 33 л. ил., карт., портр. : ил., портр.
Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. : ил., карт.; 27 см.; ISBN 5-85270-015-0 (В пер.)
Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Изюрова Ольга Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
Гаврилова Е. З. Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 161 с.
Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. 3е изд.,испр. – М. : Рус. яз., 1986 - 840 с.
Целью занятий является стимуляция и развитие потенциала личности ребенка средствамимузыкального искусства, формирование эстетического суждения и вкуса ребенка [13].
К потребностям младших школьников на занятиях эстрадным вокалом относят:
Творческие: активное желание учащихся самореализоваться в области вокального эстрадного исполнительства;
Познавательные: стремление учащихся овладеть новыми знаниями о музыке и ее жанрах;
Компенсаторные: стремление учащихся разрешить жизненные проблемы с помощью знаний и умений, приобретенных на занятиях эстрадным вокалом;
Коммуникативные: стремление учащихся выстраивать отношения с социумом;
Досуговые: стремление учащихся самостоятельно организовывать и продуктивно проводить досуг [11].
Благодаря гуманитарно-художественной направленности учебно-воспитательного