Развитие учебной мотивации младших школьников в учебном процессе
Введение
Современный этап развития российского общества характеризуется принципиальными изменениями во всех сферах социального, экономического, культурного развития страны. Эти изменения отразились в реформах, которые осуществляются в последнее десятилетие в системе образования. Проблема развития учебной мотивации актуальна для современной школы, потому что именно мотивы определяют позицию человека в жизни. Мотивы влияют на устойчивые интересы, на становление адекватной самооценки и духовный рост человека.
Проблеме развития учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что учебная мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельностного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления.
Содержание
Введение 5
1 Теоретические основы развития учебной мотивации младших школьников в учебном процессе 8
1.1 Содержание понятия «мотив», «мотивация», «учебная мотивация» в научно-педагогической литературе 8
1.2 Дидактические методы, направленные на развитие учебной мотивации младших школьников 15
1.3 Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста 23
2 Опытно-практическая работа по развитию учебной мотивации младших школьников в учебном процессе 29
2.1 Развитие учебной мотивации младших школьников в учебном процессе 29
2.2 Диагностика уровня развития учебной мотивации младших школьников 37
2.3 Методические рекомендации учителям по развитию учебной мотивации младших школьников в учебном процессе 42
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А (обязательное) Проекты уроков по развитию учебной мотивации младших школьников в учебном процессе 55
Приложение Б (обязательное) Методика исследования мотивации учения у младших школьников (М. Р. Гинзбург) 73
Список использованных источников
1 Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор / Н.Р. Битянова. – Москва: Флинта, 2016. – 48 с. – ISBN 5-89502-044-5.
2 Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – Москва: Совершенство, 2016. – 356 с. − ISBN 5-89507-064-3.
3 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – Москва: Просвещение, 2017. – 464 с. – ISBN 978-4-691-54533-6.
4 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна; 41 вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. – Москва: Институт практической психологии: НПО МОДЕК, 2018. – 352 с. – ISBN 978-6-391-20533-8.
5 Возрастная и педагогическая психология: учеб.-метод. комплекс: учеб. пособие (хрестоматии) для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПЛ.Ф.01 – Психология) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. пед. ун-т» ; [сост.: О.В. Кузьменкова, Н.А. Николаева, М.Н. Олекс и др.]. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016 − Ч.2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, 2016. – 239 с. − ISBN 5-85859-266-X.
6 Возрастная и педагогическая психология: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Авт. кол.: О. В.Кузьменкова, М.М. Елфимова, Н.А. Николаева и др.; Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. – 215 с. – ISBN 5-85859-183-3.
7 Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский, составитель А.А. Пузырей // Вестник Московского университета. – Сер. 14. Психология, 2016. − № 3.
8 Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов. / П.Я. Гальперин. – Москва: − Книжный дом «Университет»: Высш. шк., 2016. – 336 с. – ISBN 5-8013-0145-3.
9 Давыдов, В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. – Москва: Просвещение, 2016. – 287 с. − ISBN 978-7-558-24383-3.
10 Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении: теоретическое обоснование к методическим рекомендациям к экспериментальному курсу русского языка и математики для начальных классов / В.В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 2016. – 111 с. – (Библиотека развивающего обучения; Выпуск 6.
11 Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. / И.А. Зимняя. – Москва: Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с. – ISBN 5-88439-097-1.
12 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2018 – 512 с. – ISBN 5-272-00028-5.
13 Киричук, Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников / Е.И. Киричук // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. – Москва. – 2016. – 371 с. – ISBN 978-5-691-60333-3.
14 Клюева, Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – Москва: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. − 400 с. − ISBN 5-305-00083-1.
15 Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 352 с. – ISBN 978-5-7695-5614-2.
16 Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Коджаспирова. – Москва: Академия, 2018. − 176 с. – ISBN 5-7695-0445-5.
17 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов / А.Н. Леонтьев – Москва: Смысл; Академия, 2018. − 352 с. − ISBN 5-89357-153-3.
18 Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П. − Москва: Педагогика, под редакцией В.В. Давыдова, В. П. Зинченко, А.А. Леонтьева, А.В. Петровского. − 2018. − 392 с. − ISBN 5-78331-597-2.
19 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А. К. Маркова. – Москва: Просвещение, 2018. – 96 с. – ISBN 978-5-691-50434-6.
20 Матюхина, М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. / М.В. Матюхина. – Волгоград: Перемена, 2016.− 245 с. − ISBN 5-89507-064-3.
21 Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – Москва: Просвещение, 2016. − 272 с. – ISBN 5-34859-236-9.
22 Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. − Кн. 1: Общие основы психологии. − 688 с. – ISBN 5-691-00552-9.
23 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – Моска: Издательство Юрайт; МГППУ, 2016. − 460 с. – ISBN 978-5-9916-1280-7.
24 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для педагогических спец. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС, 2018. − 576с. − ISBN 5-691-00174-4.
25 Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И.П. Подласый. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 463 с. – ISBN 978-5-691-00533-6.
26 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.осква: Просвещение. – 2019. − 223 с. – ISBN 978-5-09-026339-9.
27 Психология проектирования умственного развития детей / под ред. Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Кагторкова; науч. ред. В.Я. Ляудис. − Москва; Прага: Роспедагентство, 2018. − 147 с. – ISBN 5-86825-003-6.
28 Разработка проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс] Режим доступа: Статьи и научные материалы – http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5694.
29 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии – Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2018. − 712 с. − ISBN 5-314-00016-4.
30 Салмина, Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, Т.Е. Иовлева, И.Л. Тиханова // Психологическая наука и образование, 2016. − № 4.
31 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. под ред. Г.К. Селевко. Москва: Народное образование. – 2016. – 256 с. – ISBN 5-87953-127-9.
32 Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. − 576 с. − ISBN 5-7695-0878-7.
33 Смирнова, О.Е. Детская психология: Учебник для вузов. / О.Е. Смирнова. Санкт-Петербург: Питер, 2017. − 304с. − ISBN 978-5-338-00494-9.
34 Свободный словарь терминов понятий и определений [Электронный ресурс] Режим доступа: Свободный словарь терминов понятий и определений – http://termin.bposd.ru/publ/motivacija.
35 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство: Просвещение. Серия: Стандарты второго поколения. − 2016. – 48 c. – ISBN 978-5-09-038315-8.
36 Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: Учебное пособие. / А.Н. Фоминова. – 2018. – 33 с. – ISBN 978-5-9765-1011-1.
37 Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. – Москва: Академия. – 2018. – 394 с. − ISBN 978-5-0595-5694-4.
На уроке предлагается обучающимся поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Обучающиеся уже не играют в «учителей» и «обучающихся», они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания. Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, обучающиеся рассказывают друг другу в парах, оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличивается. Открытые задания. Большой интерес обучающиеся проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями обучающегося.
Для включения обучающегося в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) – связывается изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся [15]. Например, работа над проектом «Сколько должен весить твой портфель».
Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.