Экологическое воспитание младших школьников с нарушенным слухом
ВВЕДЕНИЕ
Проблема экологического воспитания в детей с нарушением слуха в общеобразовательных организациях, работающих по адаптированным образовательным программам, в настоящее время актуальна, так как приобщение школьников к культурному опыту человечества, который отражает взаимоотношения и взаимодействия человека, общества и природы является важным аспектом его социализации.
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Еще Я.А, Коменский в качестве одной из важных задач обучения и воспитания подрастающего поколения ставил задачу воспитания природолюбия [31]. Разработкой вопросов экологического образования занимались В.Ф.Базарнов, Л.Д.Бобылева, С.П.Горшеков, И.Д. Зверева, З.А.Клепинина, Н.П. Несговорова, С.Н. Николаева, А.А.Плешаков, Б.Б. Родоман, В.Г. Савельева, Л.П. Симонова, М.Ф.Титова, А.Н. Филипп
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1.Цель и задачи экологического воспитания6
1.2.Формы и методы организации экологического воспитания10
1.3.Связь экологического воспитания с социальной адаптацией детей с нарушенным слухом.19
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
2.1. Организация исследования уровня экологического воспитания младших школьников с нарушенным слухом (констатирующий эксперимент).26
2.2. Организация экологического воспитания третьеклассников с нарушенным слухом (обучающий эксперимент)35
2.3.Анализ результатов41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ49
ЛИТЕРАТУРА52
ПРИЛОЖЕНИЕ 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 255
ПРИЛОЖЕНИЕ 355
ПРИЛОЖЕНИЕ 455
ПРИЛОЖЕНИЕ 555
ПРИЛОЖЕНИЕ 655
1. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа. – 2007. − №1. – С. 63-70.
2. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.16-20.
3. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 2007. - 65 с.
4. Бирюкова М.В. Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-sotsializatsiya-adaptatsiya-vospitanie-razvitie-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 15.03.2023).
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебник для вузов/ Т.Г. Богданова - 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022г. – 235с
6. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С.64-75
7. Бодалева А. А. Популярная психология для родителей. / М.: Педагогика, 1989. – 151с.
8. Васильева. Л.Г, Современные подходы к проблеме социальной адаптации детей с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру/ Л.Г, Васильева// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты. – Москва: Издательство «Спутник +» 2014.- С.105-110
9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. / Н.Ф. Виноградова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 94 с
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы /Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 1997. №4. С.20.
11. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой/ Москва: Просвещение, 1982. – 111 с.
12. Деребко С.Д., Ягвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ягвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 313 с.
13. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. / С.Д. Дерябко. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 217 с.
14. Головчиц, Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении. //Дефектология/Л.А. Головчиц. - 1993. - № 4. -49 - 56 с.
15. Горшеков С.П. Экология и географические основы охраны природы: учеб. пособие для учителей начальных классов. / С.П. Горшеков. - М: Просвещение, 2008. - 257 с
16. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. / Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. (Работаем, но новым стандартам).
17. Елисеева, Ю. Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ / Ю. Н. Елисеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 959-964. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25474/
18. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева. -М.: Педагогика, 2001. 266 с.
19. Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе /И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, - под ред. И.Д. Зверева- М.: Педагогика, 2009. - 267 с.
20. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования /И.Д. Зверев, - М. Просвещение, 2010. - 24 с.
21. Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка /В.К. Зыкова - М.: ВЛАДОС. - 2007 - 198 с.
22. Зыкова О.А. Экологическое воспитание: работа с родителями // Народное образование. 2011. №7. URL: (https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-rabota-s-roditelyami дата обращения 03.06.2023)
23. Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках развития речи. //Дефектология. 1990. № 1. – 45-51с.
24. Ибрагимова Р.Ю., Магомедова З.Г. Социализация и адаптация глухих детей в современных условиях // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» (https://scienceforum.ru/2018/article/2018009509 дата обращения: 15.03.2023 ).
25. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – -М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
26. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – Москва: ПЭР СЭ, 2013. -320с.
27. Д.А.Краснобаева и А.Л.Филоненко-Алексеевой в книге Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под. ред.Е.Г.Речицкой. — М.: Владос, 2005. — 295 с. (Развитие и коррекция)
28. Кусаинова А.Ж., Иксатова Б.К., Мажитова Сауле Сериковна Социальная адаптация детей-сирот // Евразийский Союз Ученых. 2015. №6-3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-sirot (дата обращения: 15.03.2023).
29. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990. - 121 с.
30. Ландык В.М., Ломова В.В., Кольцова Л.А. Экологическое воспитание школьников // Образование и право. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov
31. Левкуша М.Е. Экологическое воспитание младших школьников средством работы с природным материалом / М.Е. Левкуша, А.И. Симон, Ю.Н. Шматко // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 окт. 2021 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – С. 25-26.
32. Малофеев, Н.Н. Современное состояние современной коррекционной педагогики. // Дефектология/ Н.Н. Малофеев. -1996. №1. 3-6 с.
33. Миронов, А. В. Экологическое воспитание младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Миронов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 263 с. — (Профессиональное образование). — Текст: непосредственный
34. Несговорова Н. П., В. Г. Савельев Эколого-педагогическая деятельность учителя в образовании школьников: дидактика экологического образования: учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. – 288 с.
В исследовании приняли участие учащиеся 3-го класса, обучающиеся по программе 2.2., в составе 10 человек.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа:
1. констатирующий (изучение психолого-педагогической литературы, подбор диагностического материала, проведение констатирующего исследования, анализ полученных результатов);
2. формирующий (проектирование и разработка комплекса заданий, способствующих повышению экологической культуры обучающихся, разработка технологических карт, конспектов уроков/занятий по экологическому воспитанию и проведение формирующего исследования);
3. контрольный (проведение контрольного исследования, сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента, выводы).
Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности.