Профилактика профессионального искажения личности учителя
Введение
В настоящее время в современной системе НОО, ОО и СОО появляются все более высокие требования не только к профессиональным знаниям, навыкам и умениям учителя, но также и к уровню его психологического самочувствия и личностного саморазвития. При многолетнем выполнении любой профессиональной деятельности происходит искажение личности, снижающая эффективность выполнения трудовых функций. Наиболее сильно это проявляется в сфере образования и во всех профессиях социономического типа. В современной науке учеными основательно изучены профессиональные искажения у представителей различных профессий.
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению профилактики профессионального искажения личности учителей 6
1.1 Понятие и сущность профессионального искажения личности 6
1.2 Психологическая профилактика и коррекция профессионального искажения личности учителя 10
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование профессионального искажения личности учителей 16
2.1 Диагностика и интерпретация результатов исследования профессионального искажения личности учителей 16
2.2 Программа профилактики профессионального искажения личности учителей 23
Выводы по второй главе 27
Заключение 29
Список литературы 31
Список литературы
1. Асмаковец Е.С. Научные ориентиры профилактики и коррекции профессиональной деформации личности специалистов в области социальной работы //
2. Акиндинова И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндинова, А.А. Баканова // Педагогические вести. 2013. – № 5. – С. 34.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 272 с.
4. Визитова С.Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения: Автореф. дисс. …канд. психол. наук / В.Н. Визитова. М., 2012. – 21 с.
5. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н.Е Водопьянова, Е.С Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
6. Волков Б.С. Психология педагогического общения: учебник для бакалавров / Б.С. Волков / М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 333 с.
7. Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда / С.Г. Геллерштейн / Психологическая наука в СССР. М., 1960. – 360 с.
8. Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская. СПб. 1994. – 179 с.
9. Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека / С.А. Дружилов // Психологические исследования. 2012. № 1(21). С. 2.
10. Елкина Я.А. Основные направления психологической работы по профилактике проявления профессиональной деформации личности учителя средней школы / Я.А. Елкина // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Тверь – 2017. – С.161-164.
11. Елкина Я.А. Эффективность тренинговой работы в профилактике профессиональной деформации личности учителя средней школы / Я.А. Елкина // Современные тенденции развития науки. современные исследования в психологии и педагогике. Тверь – 2017. – С.94-97.
12. Жалагина Т.А., Елкина Я.А. Креативность в профессиональном росте учителей средней школы как направление профилактики проявлений профессиональной деформации личности / Т.А. Жалагина, Я.А. Елкина // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Тверь – 2017. – С. 37-39.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер / 2-е изд. M.: Изд-во «AcademiA», 2007. – 240 с.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. – М.: Фонд «Мир», 2005. –330 с.
15. Иванова Е.Н. Психология профессиональной деятельности / Е.Н. Иванова // Серия: «Современное образование». М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2011. –336 с.
16. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие/ Климов Е.А. – М.: Академия, 2004. – 239 с.
17. Козырева О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности учителя/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. – 2008. – №4(50). – С.24– 25
18. Логинова А. В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1750-1752.
19. Майорова Т.Е. Формирование конфликтной компетентности педагогов имеющих профессиональную деформацию: Дисс. …канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2010. – 223 с.
20. Митина Л.M. Психологу об учителе. Личностнопрофессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы / Л.М. Митина. М., 2010. – 385 с.
21. Нухова М.В. К проблеме профилактики профессиональной деформации личности женщины-учителя / М.В. Нухова. – Уфа. – 2018. С. 82-88.
22. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дисс. …д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. Ярославль, 2005. – 449 с.
23. Осницкий А.К., Филиппова Е.В. Особенности эмоциональных проявлений в системе, осознанной саморегуляции деятельности / А.К. Осницкий, Е.В. Филиппова // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2010. № 6 (14).
24. Орехова Т.Ф., Неретина Т.Г., Кружилина Т.В., Ледер П. К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов / Образование и наука. – Т.9, №9. – 2017. – С. 103-125.
25. Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности/ О.Б. Полякова. – М.: МПСИ, 2008. − 304 с.
26. Прокопцева Н.В. Профилактика профессиональной деформации педагога / Н.В. Прокопцева // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 152-155.
27. Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей: учебное пособие/ А.А. Реан. – СПб.: Мирт, 2006. – 249 с
28. Рогов Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: Автореф. дисс. …д-ра пед. наук / Е.И. Рогов. Ростовна-Дону, 1999. – 45 с.
29. Рукавишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей/ А.А. Рукавишников// Руководство. –Ярославль, 2001. – 14 с.
30. Селезнева Ю.В. Развитие субъектности педагога как профилактика профессиональных деформаций / Ю.В. Селезнева // Психология образования в XXI веке: теория и практика. 2011. № 2.
31. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика / Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2007. – 307 с.
32. Черлюнчакевич А.И. Профессиональная деформация в деятельности педагога и способы ее профилактики / Ершова Р.В., Черлюнчакевич А.И.//Психология обучения, №12. – 2016. – С.72-79.
33. Штумф В.О. Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов: учебное пособие / В.О. Штумф // Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск. –2014.
У профессиональной деформации может быть очень сложная динамика проявлений в трудовой деятельности, она может затрагивать разные стороны психики: когнитивную, мотивационную, а также сферу личностных качеств. Результатом профессиональной деформации могут выступать специфические представления и установки, появление определенных личностных черт. Возникновение деформации разных структур личности возможно в результате прогрессивного развития определенных черт характера и познавательных образований, а также мотивов вследствие высокого уровня специализации деятельности. Гипертрофированное развитие указанных характеристик обуславливает их проявление не только в профессиональной деятельности человека, но и в других сферах жизни. При этом выполнение профессиональных обязанностей существенно не страдает.
Согласно Е.И. Рогову, выделяют четыре вида профессиональной деформации, а именно [Е.И. Рогов, 1999, с.45]:
- Общепрофессиональные деформации. К ним относятся деформации, свойственные работникам конкретной профессии. К примеру, работникам правоохранительных органов присущ синдром «асоциальной перцепции», когда каждый индивид воспринимается потенциальным нарушителем;