Формирование читательской грамотности учащихся основной школы при обучении физике
Введение
Характерным признаком XXI века является бурное развитие информационного общества, которому присущи рост роли информации в жизни общества, распространение использования информационно-коммуникационных технологий. Для полноценной жизни и функционирования в таком обществе необходимо овладеть новыми умениями и навыками, среди которых – умение быстро искать и отбирать актуальную информацию, анализировать ее, соотносить с личным опытом, использовать для решения конкретных задач в профессиональной деятельности и различных жизненных ситуациях. Учитывая это, возрастает значение читательской грамотности. В настоящее время процесс чтения рассматривается не только как буквальное восприятие и понимание письменных текстов, но и как обработка текстовой, табличной, графической (в виде графиков, диаграмм) информации, представленной в печатной или электронной форме. Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости формирования читательской грамотности обучающихся, в том числе и при обучении
Содержание
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы формирования читательской грамотности учащихся в педагогической теории и практике 8
1.1. Сущность понятия «читательская грамотность» 8
1.2. Теоретические исследования, посвященные методике формирования читательской грамотности учащихся при обучении физике 13
1.3. Диагностика уровня читательской грамотности учащихся 7 класса на констатирующем этапе исследования 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Теоретические основы методики формирования читательской грамотности учащихся 7 класса при обучении физике 24
2.1. Возрастные особенности учащихся основной школы 24
2.2 Этапы формирования читательской грамотности 28
2.3 Модель методики формирования читательской грамотности 31
Выводы по главе 2 42
Глава 3. Методика формирования читательской грамотности обучающихся 7 класса при обучении физике 43
3.1. Экспериментальная работа по формированию читательской грамотности обучающихся седьмого класса при обучении физике 43
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы 57
Выводы по главе 3 61
Заключение 62
Список литературы 64
Список литературы
Абибуллоева, С. А. Психологические особенности развития личности подросткового возраста / С. А. Абибуллоева // Форум молодых ученых. – 2019. – № 2(30). – С. 39-43.
Айзенцон, А. Е. Физика : учебник и практикум для вузов / А. Е. Айзенцон. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 335 с.
Антонова, Н. А. Анализ возможности формирования читательской грамотности при обучении физике / Н. А. Антонова // Технологии в образовании - 2020 : сборник материалов Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 21–30 апреля 2020 года. – Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2020. – С. 347-353.
Антонова, Н. А. Анализ сформированности читательской грамотности у будущих учителей физики / Н. А. Антонова // Научно-методические основы формирования функциональной грамотности: теория и практика современной школы : Сборник лучших докладов конференции, Коломна, 24–25 ноября 2022 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Государственный социально-гуманитарный университет", 2023. – С. 65-69.
Антонова, Н. А. Психолого-педагогические основы читательской грамотности при обучении физике в условиях отсроченного контроля / Н. А. Антонова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 2(155). – С. 7-32.
Ахтамова, С. С. Формирование межпредметных связей физики и математики / С. С. Ахтамова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2022. – № 13(22). – С. 114-119.
Баранова, А. Д. Формирование читательской грамотности учащихся 5 - 9 классов как актуальная проблема современного образования / А. Д. Баранова // Педагогическая наука и современное образование : доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2021 года. – Санкт-Петербург: Издательство Российско
Оно имеет заметную тенденцию к правильным определениям понятий, логических обоснований. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, язык становится образным и выразительным [18].
В подростковом возрасте осуществляется интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако, мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, нравственные принципы; которыми руководствуется школьник в своем поведении, еще не приобрели стойкости, крепости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Итак, решающая роль здесь принадлежит правильно организованному воспитанию. В зависимости от того, какой нравственный опыт получит подросток, будет формироваться его личность. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков имеют чувства. Они становятся осознанными и сильными. Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие п