Эффективность программы психолого–педагогической профилактики и коррекции агрессивного поведения старших подростков
Введение
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей подросткового возраста на сегодняшний день является одной из самых острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Согласно сведениям, предоставляемым Всемирной Организацией Здравоохранения, ежегодно примерно 200 тысяч случаев убийств во всем мире происходит среди молодых людей в возрасте 10-29 лет, что составляет 43% от общего числа случаев убийств в год в мире
Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, обуславливает актуальность изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления, а так же способы их коррекции и профилактики. Изучение агрессивного поведения в подростковом возрасте очень важно, так как эта характеристика находится в стадии формирования и еще могут быть приняты современные корректирующие меры.
Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Агрессивное поведение – это
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции агрессивного поведения старших подростков
1.1.Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Проявления агрессивного поведения подростков и его причины
1.3 . Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков
Выводы по I главе
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков
2.1 Диагностика агрессивного поведения подростков
2.2 Программы коррекции и профилактики агрессивного поведения старших подростков
2.3 Повторная диагностика агрессивного поведения подростков
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Список использованных источников
Адлер, А. О нервическом характере[Текст] / А. Адлер; Под ред. Э.В. Соколовой / Пер. с нем. И.В. Стефанович – СПб.: Университетская книга,2012.– 388 с.
Анастези, А.Психологическое тестирование [Текст]/ А. Анастези, С. Урбинина; – 7–е. изд.– СПб.: Питер, 2016 – 688 с.
Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников–подростков [Текст]/ Л.О. Андюшина.–М., Издательство МГУ, 2013.– 367 c.
Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст]/ Л.Ф. Анн;СПб.: Питер, 2016. – 271 с.
Антье, Э. Агрессивность [Текст]/ Эдвига Антье; Пер. с французского О. Басанцевой. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2014. – 192 с.
Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений[Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтерс; М.: Апрель Пресс: ЭКСМОПРЕСС, 2015. – 509 с.
Большая энциклопедия психологических тестов[Текст]/ Под ред. А. Карелина; М.: Издательство ЭКСМО, 2017. – 416с.
Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности[Текст] / Г.Э. Бреслав; Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: РЕЧЬ, 2016. – 144 с.
Бурлачук, А. Словарь–справочник по психодиагностике [Текст]/ А. Бурлачук; 2–е издание перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2013. – 528 с.
Бурменская, Г.В Возрастно–психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст]/ Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс; М.: Издательство МГУ, 2015. – 136 с.
Васильева, О.С. Влияние агрессивности курсантов на уровень их социально–психологической адаптации [Текст] / О.С. Васильева // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 29 – 37.
Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники[Текст] / И.В. Вачков; Учебное пособие. – 3–е изд., перераб. И доп. –М.: Издательство ?Ось–89?, 2014. – 256 с.
Гонеева, А.Д Основы коррекционной педагогики [Текст]/ А.Д.Гонеева, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений 3–
Слово агрессия (aggression) происходит от латинского «adgradi», что буквально означает «двигаться на», «наступать» (где ad— на, gradus— шаг).
Однокоренными словами для этого термина являются слова «прогресс» (движение вперед, разви¬тие) и «регресс» (движение назад). До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. «Быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм). Позднее, интерпретация этого слова приобрела конкретное значение, выражающее действия враждебного характера.
Согласно теории А. Басса, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
А. Бандура понимает агрессивное поведение как совокупность навыков, приобретенных в результате длительного и всестороннего научения. По его мнению, чтобы освоить формы разрушительных действий, человеку необходимо лицезреть их социальные образцы, а также получать поощрение при их демонстрации и личное одобрение
Несмотря на достаточно большое количество определений термина «агрессия» в научной литературе и множество взглядов и подходов на понимание ее природы, сегодня, общепринято следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорблени