Формирование культуры безопасного поведения обучающихся начальной школы через творческие проекты
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важным условием решения сложных и многогранных задач, связанных с защитой людей от опасностей различного характера, реализацией этих задач в современном обществе и государстве, является формирование человека, готового предвидеть и избегать опасности в повседневной жизни и, в случае чрезвычайных ситуаций, действовать правильно. Обществом предъявляются требования безопасности молодежи, особенно в раннем школьном возрасте.
Семья, несомненно, несет ответственность за сохранность жизни ребенка. Однако большую часть времени ребенок проводит в школе. Роль и обязанность образовательной системы заключается в просвещении учащихся по вопросам, связанным с жизненными целями и, более конкретно, с формированием культуры безопасного поведения детей.
Проблема безопасного поведения учащихся начальных классов в образовательном процессе общеобразовательной организации актуальна в связи с тенденциями, связанными с повышением риска для жизни человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры безопасного поведения учащихся начальной школы………………………………………....8
1.1 Основные термины и определения в теории и практике обеспечения культуры безопасного поведения………………………………………………..8
1.2 Учет психологических особенностей школьника при формировании культуры безопасного поведения учащихся начальной школы……………...12
1.3 Педагогические условия формирования культуры безопасного поведения учащихся начальной школы…………………………………………………….21
Выводы по первой главе………………………………………………………...28
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса формирования культуры безопасного поведения учащихся начальной школы через творческие проекты………………………………………………….……………….……….30
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры безопасного поведения у обучающихся младшего школьного возраста………………………………..30
2.2 Разработка и реализация программы, направленной на формирование культуры безопасного поведения младших школьников через творческие проекты…………………………………………………………………………...40
2.3 Анализ результатов по формированию культуры безопасного поведения учащихся начальной школы через творческие проекты………………………44
Выводы по второй главе…………………………...……………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….54
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение [Текст] / К.В. Агафонова. - Д. : Просвещение, 1978. - 84 с.
Александровский, Ю. А. Психогении в экстремальных ситуациях [Текст] / Ю. А. Александровский. – Москва : Пер Сэ ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 386 с.
Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М. : Педагогика, 1984. - 296 с.
Анофриков, В.Е. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.Е. Анофриков, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов. – М. : ЗАО ?Финстатинформ?, 1999. – 125 с.
Бегидов, Ю.М. Правовое обеспечение безопасности дорожного движения в России (историко-правовой аспект) [Текст]. : автореф. дис. . .канд. юрид. наук / Ю.М. Бегидов ; СПб. : 1999. - 21 с.
Беженцев, А.А. Безопасность дорожного движения [Текст] / учебное пособие / А. А. Беженцев. – М. : ИНФРА-М, 2016. - 271 с
Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) [Текст] / учебник для академического бакалавриата / С. В. Белов. – М. : Юрайт, 2016. – 702 с.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. учебн. заведений [Текст] / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.: Под ред. С.В.Белова. - М. : Высш. шк., 2000. - 142 с.
Белов, С.В. Учебник для вузов [Текст] / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков.- М. : Высш. шк., 2007,- 616 с.
Блинкин, М.Я. Безопасность дорожного движения [Текст] : история вопроса, международный опыт, базовые институции / М. Я. Блинкин, Е. М. Решетова. – М. : Высшая Школа Экономики, 2013. – 238 с
Бурлаев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. [Текст] / Учебник / Ю.В. Бурлаев. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
Василюк, Ф.Е. Проблема критической ситуации [Текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Харвест, 2002. – 39-59 с.
От учителя зависит эмоциональный фон всего класса не только в процессе обучения, но и в процессе внешкольного общения. Кроме того, автор идет учителя проявляется и в домашних условиях среди членов семьи.
Все члены семьи включены в процесс прохождения учебы ребенка младшего школьного возраста, его взаимосвязи с другими учениками в классе и с учителем. Процесс общения ребенка с родными сводится к его школьному процессу, включая все сложности школьной жизни. На этой стадии психическая активность переходит на другую стадию.
На смену игре приходит учебный процесс. С первых дней школьной жизни ребенок начинает усваивать новые требования, характерные для школьной жизни. Согласно предъявляемых требований, ребенок должен уметь быть организованным, активно усваивать учебный материал, и новые права и обязанности маленького ученика регламентированы школьным процессом.