Методика обучения решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ в 9 классе
ВведениеВ настоящее время, с учетом современных тенденций модернизации образования в России и введения новых государственных образовательных стандартов, важно осуществлять обучение математике, уделяя особое внимание не только обогащению знаний учащихся, но и формированию их личностных качеств, которые развиваются с помощью данного предмета.
Согласно ФГОС ООО, метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать овладение универсальными учебными действиями, среди которых есть такое базовое логическое действие, как самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)[ REF _Ref137155654 \r \h 45].При анализе результатов ОГЭ можно увидеть, что у учащихся возникает много сложностей в геометрической части.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Исторические и психолого-педагогические основы обучения решению геометрических задач в школе 6
1.1 История и особенности реализации задачного подхода в обучении математике 6
1.2. Возрастные особенности учащихся, учитываемые при обучении 11
геометрии 11
1.3. Методы решения планиметрических задач в учебно-методической литературе. 14
ГЛАВА 2. Обучение решению геометрических задач при подготовке к ОГЭ в 9 классе 24
2.1. Проверяемые результаты при решении геометрических задач в КИМ ОГЭ 24
2.2. Набор геометрических задач для проведения занятий при подготовке к ОГЭ 29
2.3. Результаты опытной проверки 57
Заключение 61
Список литературы 62
1. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. – М.: Просвещение, 1977. – 318 с.
2. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 300 с.
3. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М.: Педагогика, 1977. – 207 с.
4. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача». // Вопросы психологии. – 1970. – №6. – С.75-86.
5. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
6. Нешков К.И., Семушин А.Д. Функции задач в обучении. //Математика в школе. – 1971. – №3. – С.4.
7. Фуше А. Педагогика математики: Пер. с франц./Под ред. И.К. Андронова. – М.: Просвещение, 1969.
8. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1984.
9. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
10. Возрастная психология / Под ред. С. Костюка. – М.: Сов. школа, 1976. – 256 с.
11. Гусев В.А. Психолого-педагогические оcновы обучения математике. – М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. – 432 с.
12. Столяр А.А. Роль математики в гуманизации образования. //Математика в школе. – 1990. – №6. – С. 5-7
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 416 с
14. Смирнова И.М. Педагогика геометрии: Монография. – М.: Прометей, 2004. – 336 с.
15. Сойер У.У. Прелюдия к математике. 2-е изд. Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1972. – 192 с.
16. Далингер В.А. Методика обучения учащихся доказательству математических предложений: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
Метод дополнительных построений
При применении метода вспомогательных фигур в решение задачи включается дополнительный объект, который прямо не фигурирует в условии, но ведет к новым умозаключениям, помогающим решить задачу.
В роли вспомогательных фигур могут выступать отрезки, прямые, пары параллельных прямых, окружности, многоугольники, треугольники и др. Отметим, что некоторые авторы разделяют метод вспомогательного элемента на метод вспомогательной фигуры, который относят к геометрическим, и вспомогательной величины, который относят к методам составления уравнений.Алгебраические методы
К алгебраическим методам решения геометрических задач, как было отмечено выше, относят векторный, тригонометрический и координатный методы.