Использование пескотерапии в устранении оптической дислексии у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности
ВВЕДЕНИЕОсобая роль в нашей жизни принадлежит процессу чтения, как одной из основных форм речевой и целенаправленной деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Чтение – это сложный психический процесс, одна сторона которого представлена непосредственным чувственным познанием, восприятием, а другая – опосредованным отражением действительности.
Овладение чтением является сложной и напряженной работой для школьника. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс ещё более сложным и приводит к стойким нарушениям чтения, то есть к дислексии.
В современной классификации выделяется несколько видов дислексии, один из самых распространённых оптическая дислексия, которая приставляет собой, нарушение чтения, в основе которого лежат трудности усвоения букв, схожих по графическому написанию, а также их смешениях и взаимозаменах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТРАНЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ С ПОМОЩЬЮ ПЕСКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
1.1. 1.1. Проявление оптической дислексии у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности……………………………….….
1.2. Пескотерапия и её использование в устранении оптической дислексии у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточнности…..……………………………………………………………...
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНЕИМ ПЕСКОТЕРАПИИ
1.2. 2.1. Выявление характера нарушения чтения у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности……….............................
1.3. 2.2. Разработка и реализация календарно-тематического плана по устранению оптической дислексии у младших школьников с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности с использованием пескотерапии ...……………………………………………………………………
1.4. 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы……………………...……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………...
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАнуфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва : Ось-89, 1997. – 224 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0407/index.shtml (дата обращения: 20.10.2022). – Режим доступа: свободный. Текст: электронный.
Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследовнаие письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Изд. В. Секачев, 2017. – 132 с. – ISBN 9785-88923-134-1. – Текст: непосредственный.
Беркан, О. О расстройствах речи и письма / О. Беркан. – Москва : АСТ, 1892. – 62 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003632361 (дата обращения: 11.10.2022). – Режим доступа: авторизированный. Текст: электронный.
Бейн, Э. С. Восстановление речи у больных с афазией / М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель, Э. С. Бейн. – Москва : Медицина, 1982. – 183 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001080152 (дата обращения: 01.11.2022). – Режим доступа: авторизированный. Текст: электронный.
Вересотская, К. И. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / К. И. Вересотская, С. Я. Рубинштейн. – Москва : Просвещение, 1986. – 192 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/3/0011/3_0011-81.shtml (дата обращения: 21.12.2022). – Режим доступа: авторизированный. Текст: электронный.
Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ, 2021. – 554 с. – ISBN 978-5-17-122008-2. – Текст: непосредственный.
Волкова, Л. С. Логопедия : Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с. – ISBN 5-691-01211-8. – Текст: непосредственный.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 144 с. – ISBN 5-89814-207-X. – Текст: непосредственный.
Поэтому первое преимущество можно сформулировать так: пескотерапия повышает стабильно сниженную мотивацию к обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью.
По мнению М. Е. Хватцева при оптической дислексии остаются ненарушенными слуходвигательные и рукодвигательные стереотипы [35, с. 74]. Этим объясняется то, что ребёнок, не узнавая данных букв, может записать их под диктовку логопеда. М. Е. Хватцев считал, что в данном случае помогает выписывание букв в воздухе. При вырисовывании букв не только в воздухе, но и на песке активируются дополнительные сенсорные ощущения, которые стимулируют нервные окончания, и импульсы поступают в кору головного мозга.