Особенности копинг-поведения у студентов с разными уровнями эмоционального интеллекта

Скачать диплом с рассмотрением особенности копинг-поведения у студентов с разными уровнями эмоционального интеллекта.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.09.2024
Объем файла
446 Кб
Количество страниц
80
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
На протяжении жизни люди сталкиваются с трудными стрессовыми ситуациями. В связи с этим возникает вопрос о личностных ресурсах, помогающих, в тех ситуациях, которые человек воспринимает как сложные, стрессовые, требующие напряжения для их преодоления. Эмоциональный интеллект можно рассматривать как один из таких личностных ресурсов. Как указывают Д.В. Ненашев, И.С. Степанов, Е.А. Хлевная, в этой связи в современной психологии возрастает интерес к исследованиям эмоционального интеллекта – совокупности ментальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, который справедливо рассматривается как один из ключевых факторов стрессоустойчивости и ментального здоровья, удовлетворенности личности жизнью и успешности в профессиональной деятельности, поскольку подразумевает гармоничное соотношение между эмоциональными и когнитивными процессами [1, 2, 3].
 

Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретический анализ проблемы копинг-поведения и эмоционального интеллекта студентов в психолого-педагогической литературе . . . . . . . . . . .
1.1 Понятие «копинг-поведение», подходы к изучению копинг-поведения и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Отечественные и зарубежные подходы к понятию «эмоциональный интеллект» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2 Эмпирическое исследование особенностей копинг-поведения у студентов с разными уровнями эмоционального интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.1 Характеристика выборки, методов и методик исследования . . . . . . . . . . 31
2.2 Анализ результатов исследования особенностей копинг-поведения у студентов с разными уровнями эмоционального интеллекта . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Психологические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Приложение А Методика диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холла) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Приложение Б Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолкман (адаптация Л.И. Вассермана) . . . 77
Приложение В ACS – Юношеская копинг-шкала (в адаптации Т.Л. Крюковой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

1 Ненашев, Д.В. К проблеме эмоциональной компетентности в профессиональной подготовке будущих специалистов-менеджеров / Д.В. Ненашев / Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 4. – С. 72 – 74.
2 Степанов, И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта  / И.С. Степанов // Вестник Челябинского ГПУ. – 2012. – № 11. – С. 205 – 217.
3 Хлевная, Е.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности: на примере руководителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.А. Хлевная. – Москва, 2012. – 28 с.
4 Куницына, Н.В. Эмоциональный интеллект и межличностное общение / Н.В. Куницына, Н.В. Казаринова, В.Н. Погольша. – СПб.: Речь, 2013. – 544 с.
5 Парыгин, БД. Проблема эмоционального интеллекта в социальной психологии / Б.Д. Парыгин // Динамика социально-психологический явлений в изменяющемся обществе / под ред. А.Л. Журавлева. – М.: Сфера, 2013. – 532 с.
6 Карпов, А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии». – 2006. – № 4. – С. 24 – 28.
7 Коломейцев, Ю.А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) / Ю.А. Коломейцев, С.А. Корзун // Проблемы управления: научно-практический журнал. – 2010. – № 2. –  С. 226 – 229.
8 Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
9 Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – 2004. – С. 96 – 119.
10 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2006. – 683 с.
11 Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – № 5. – С. 20 – 30.
12 Ромашко, Н.В. Исследование копинг-стратегий в психологии / Н.В. Ромашко // Актуальные проблемы психологии развития личности: материалы международной науч. – практ. конф. / редкол.: Л.М. Даукша [и др.]; под науч. ред. М.М. Карнелович. – Гродно: ГрГУ, 2013. – С. 17 – 22.
13 Джонс, Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Ф. Джонс,                      Дж. Брайт – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 352 с.
14 Бехтер, А.А. Ресурсы совладающего поведения специалиста: монография / А.А. Бехтер. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. –                 180 с.
15 Станибула, С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе / С.А. Станибула // Развитие личности. – 2017. – № 3. – С. 195 – 204.
16 Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.
17 Борисова, И.В. Особенности совладающего поведения студентов физической культуры с различными уровнями тревожности / И.В. Борисова, A.А. Зюзя, И.А. Мезенцева, Л.П. Петухова. – 2011. – № 10. – С. 42 – 45.
18 Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. – 1994. – № 1. –                        С. 63 – 74.
19 Лазарус, Р.С. Психологический стресс и копинг-поведение / Р.С. Лазарус. – N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966. – 466 с.
20 Lazarus, R.S. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping / R.S. Lazarus // Journ.                                     of Personality. – 2006. – Vol. 74. – P. 9 – 46.
21 Folkman, S. Holistic approaches to coping: Appealing but unwieldy. Commentaries on Somerfield / S. Folkman // Journal of Health Psychology. – 1997. – Vol. 2. – Р. 155 – 156. 

 


Как и зарубежные психологи, отечественные часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. О.В. Белоконь пишет о связи между эмоциональным интеллектом и деловым стилем лидерства. Лидеры с высоким эмоциональным интеллектом не только способны создавать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, в первую очередь, мотивировать сотрудников на выполнение задач организации [54, с. 140].
Далее остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д.В. Люсиным. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [55, с. 30].