Проблемные методы обучения в школьном курсе химии и их эффективность в повышении качества знаний
Человек регулярно сталкивается с различными проблемами в повседневной жизни. Проблемы могут вызывать трудности, связанные с недостатком знаний и умений для их решения. Эти трудности способствуют осознанию важности и необходимости в постоянном получении дополнительных знаний в изменяющихся условиях окружающей действительности. Основной целью современного школьного образования является не просто передача определенных знаний молодому поколению, а формирование интеллектуальных умений, способствующих решению жизненных задач. Воспитание всесторонне развитой личности - одна из приоритетных задач государства. Так, в Законе «Об образовании» Российской Федерации значится: «...выяснить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности, овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни…»
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Технология проблемного обучения 6
1.2 Организация проблемного обучения 13
1.3 Особенности проблемных методов обучения 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1 Примеры проблемных заданий в школьном курсе химии 22
2.2 Разработка урока химии в 10 классе по теме: «Ароматические углеводороды. Бензол» с использованием проблемных методов 33
2.3 Описание и результаты проведения педагогического эксперимента 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). — Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.02.2023).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Химия. 8-9 классы. Базовый уровень. — Москва : Институт стратегии развития образования, 2021. — 57 c. — Текст : непосредственный.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Химия. 10-11 классы. Базовый уровень. — Москва : Институт стратегии развития образования, 2022. — 48 c. — Текст : непосредственный.
Алейникова, К. А. Проблемный метод обучения в практике высшего образования США / К. А. Алейникова. — Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. — 2021. — № 3. — С. 130-137.
Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 290-294. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 23.02.2023).
Балгабаева, Г. З. Структура проблемного урока / Г. З. Балгабаева. — Текст : непосредственный // Алтынсаринские чтения. Материалы международной научно-практической конференции «Непрерывность педагогического образования - залог успешности современных педагогов». — Костанай : BAITURSYNOV UNIVERSITY, 2022. — С. 324-327.
Блок «Качество знаний». — Текст : электронный // kundelik : [сайт]. — URL: https://clck.ru/34U6kU (дата обращения: 20.04.2023).
Бурлакова, И. И. Влияние классических познавательных теорий на процесс обучения / И. И. Бурлакова, Л. В. Губанова. — Текст : электронный // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — № 5 (98). — С. 290-294. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-klassicheskih-poznavatelnyh-teoriy-na-protsess-obucheniya/viewer (дата обращения: 06.03.2023).
Метод характеризует способность учащихся осуществлять поисковую деятельность.
Эвристический метод. Материал разбивается на единицы, в рамках которых преподаватель ставит конкретные познавательные задачи, решаемые непосредственно учениками. Учитель ставит проблему, которую необходимо решить, и обосновывает целесообразность применения того или иного метода. Обучающиеся проводят исследование самостоятельно, но под руководством и при помощи учителя.
Метод исследования. Структура и последовательность изложения материала такая же, как в эвристическом методе. Проблема ставится не в начале работы над конкретным элементом задачи, а в результате рассуждений самого обучающегося над проблемой. Учитель не руководит работой, а направляет и информирует учеников.