Особенности временной перспективы девиантных подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Время – это самое ценное что может потратить человек, важнейший невосполнимый ресурс человечества. В нашем современном мире всё происходит довольно быстро, иными словами, темп нашей жизни очень быстр и по этой причине время становиться ещё более ценным.
В настоящее время в психологии область представлений человека о времени его жизни досконально изучено. Также поднимается тема, связанная с неспособностью молодёжи правильно распоряжаться своим личным временем, ставить цели в будущем, которые направленны на будущее благополучие самого человека. Теории, связанные с пониманием временной перспективы разрабатывали такие авторы, как Ксения Александровна Абульханова-Славская, Евгений Иванович Головаха и Кроник Александр Александрович.
Особый интерес вызывает изучение временной перспективы именно у представителей подросткового возраста с девиантным поведением связи с таким явлением, как искажение временной перспективы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1. Подходы к изучению временной перспективы
1.2. Структура временной перспективы и факторы влияющие на нее
1.3. Развитие временной перспективы в онтогенезе
1.4 Гендерные различия в восприятии временной перспективы
Выводы
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Подбор методик
2.2 Выявление особенностей временной перспективы девиантных подростков
2.3 Рекомендованная программа профилактики
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1] Абульханова К.А. Время личности и время жизни [Текст]/ К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. – СПб: Алетейя, 2001 – 304 с.
[2] Алиев М.Ш. Гендерные различия в восприятии временной перспективы старшеклассников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009. №4
[3] Ананьев Б. Г. А64 О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)
[4] Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве //Проблемы социальной психологии личности // Межвузовский сборник научных статей. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып. 1. С. 78—88.
[5] Володина Ю. А., Матяш Н. В. Предпрофильная подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. №8. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2012/12099.htm.
[6] Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Смысл, 2004
[7] Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст]/ Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – М.: Смысл, 2008 – 272 с.
[8] Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: изд-во Моск. ун-та. 1981
[9] Зимбардо Ф. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст]/ Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. – СПб: Речь, 2010 – 325 с.
[10] Кошельская Т.В. Содержание понятия «временная перспектива личности» Томск: Инновационная наука 2016 год.
[11] Кулешева Ю.А. Психолого-педагогические условия развития временной перспективы у подростков, склонных к адиктивному поведению – Ставрополь: Вестник науки и образования, 2019.
[12] Кулешова Ю. А., Погребная О.С. Сравнительный анализ временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстниковю – Cтаврополь: Вестник науки и образования, 2019 г.
[13] Лапшин, В. Е. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности подростков, склонных к девиантному поведению / В. Е. Лапшин, Н. В. Шаманин // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 1(58). - С. 54-63. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.1(58).054-063.
Подростки с девиантным поведением опровергают общепризнанные нормы общества, отгораживаются от положительных социальных ценностей
Для подростков с девиантным поведением характерно отрицание от
общепринятых норм социума и отгораживаются от позитивных социальных
ценностей.
Существуют следующие признаки развития девиантной личности:
1. Будущее остается неопределенным, нет четкой ориентации жизненного пути.
2. Будущее отражает только примитивные желания, которые находятся в настоящем.
3. Протест является ответом на общепризнанные ценности.
4. Подростки оказываются вне круга общения сверстников.
5. В основном семьи таких подростков имеют неблагоприятный психологический климат.