Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пластилинографии

Скачать диплом с рассмотрением изучить возможность развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством пластилинографии.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.09.2024
Объем файла
344 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной в современном мире. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи положительно влияет на функционирование языковой зоны мозга.
Она формирует взаимодействие ?руки – глаз?, что позволяет развивать речевую деятельность и графические навыки. Зарубежные и российские психологи и педагоги отмечают взаимосвязь между речью и мелкой моторикой.
В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, И.П. Павлов, И.М. Сеченов изучали развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ученые заметили, что у детей с нарушением речи снижен уровень координации движений пальцев рук.
На пальцах детских рук имеется множество рецепторов, которые посылают импульсы в мозговые центры, контролирующие развитие речи и координацию движений пальцев.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………. 4

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пластилинографии……………………………………………………………9

1.1 Развитие мелкой моторики в онтогенезе ………………………………9

1.2 Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в научной литературе ………………..………… 14

1.3 Пластилинография как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………...……………………  22

Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами пластилинографии…………………………...……………………………….  28 

2.1 Организация и методы исследования……………....................................... 28

2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования……………………………………………………………………. 31

2.3 Разработка и реализация логопедических занятий, направленных на развитие мелкой моторики у старших дошкольников средствами пластилинографии ………………………………………………………………38

2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента развития мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………..…………………...45

Заключение……………………………………………………………………...54

Список литературы ……………………………………………………………57

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму / Г.В. Буззубцева. - М.: Академия, 2016. – 125 с.
Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с общим недоразвитием речи / Л.Н. Блинова. - М.: ЭНАС, 2018. – 136 с.
Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. М.: Сфера, 2016. – 76 с.
Бот, О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи / О.С. Бот. - М.: Дефектология, 2018. – 99 с.
Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн М., 1990, стр. 309— 326.
Горбатова Е. В. Диагностический материал по выявлению уровня развития мелкой моторики. Упражнения по развитию мелкой моторики. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова Мозырь: ООО ИД ?Белый Ветер?, - 2011. — 159 с.
Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование грамматических навыков письма / Е.В. Гурьянов. - М.: Просвещение, 2019. – 189 с.
Джеймс Мэй ?Пластилиновый рай? [Электронный ресурс]: Ярмарка Мастеров. http://www.nicolaspark.ru/pages5-a.html
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /Л.Н. Ефименко. - М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
Зухарь, В.И. Использование пластилинографии в работе с детьми с общим недоразвитием речи / В.И. Зухарь // Наука, образование и культура. - 2021. – С. 18-21.
Иванникова, О.С. О формировании графических навыков / О.С. Иванникова // Дошкольное воспитание. – 2017. № 12. – С. 23–27.
Казакова, Р.Г. Лепка в ДОУ / Р.Г. Казакова // Дошкольное воспитание. - 2017. № 4. – С. 15–23.
Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет / Н.В. Квач. - М.: ВЛАДОС, 2017. – 173 с.
Костылева, Н.Ю. Покажи и расскажи [Текст] / Н.Ю. Костылева. М.: СФЕРА, 2007 — 62 с.
Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателей / Е.А.Коссаковская. - М.: Академия, 2018. – 71 с.
 


Используются также различные развивающие игры: нанизывание на нитку, буквы из палочек, пазл, сачки и т.д., сопровождаемые речевыми играми (А.Е. Белая, О.Н. Громова, В.И. Мирясова, Е.Ф.Черенков, Г.С. Швайко); Н.А. Власова, В.А. Гринер, Д.С. Озерцовский,К. Орф, Н.С. Самойленко, Ю.А. Флоренская осветили влияние ритма речи на развитие речи детей на основе синтеза слова, движения и музыки. Логопедия объединяет речь с музыкой, речевые игры и упражнения, основанные на едином музыкально-двигательном замысле, сцелью коррекции речи и активизации моторики.
По мнению Г.А. Волковой, логопедические ритмические занятия способствуют развитию координации и умению связывать речь и действие; Е.А. Алябьева разработала методику логопедических ритмических упражнений без музыкального сопровождения.