Использование кейс-технологии обучения на уроках обществознания в процессе изучения темы «правонарушения и юридическая ответственность
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день отечественное образование переживает значительные перемены, и современная педагогика ориентируется на формирование ключевых компетенций, способных помочь обучающимся в самостоятельном решении исследовательских и творческих проблем не только теоретического, но и прикладного характера. Сегодня учитель из ретранслятора знаний превращается в координатора учебной деятельности, работа которого направлена не только на приобретение специальных навыков, но и на умение работать с новыми технологиями.
Данный аспект приводит к необходимости пересмотра практически всех принципов обучения, изменению как структуры занятий, так и метода контроля знаний. Перед современным учителем встают серьезные задачи, связанные с конструированием новых педагогических технологий, способных обеспечить гармоничное развитие личности каждого учащегося, стимулированием активности школьника, и, кроме того, поддержанием его образовательной мотивации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» 10
1.1. «Правонарушения и юридическая ответственность»: понятия, признаки, виды 10
1.2. Классификация правонарушений и юридической ответственности 19
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 25
2.1. Понятия и сущность кейс-технологии обучения 25
2.2. Отражение темы «Правонарушения и юридическая ответственность» в школьных учебниках обществознания 33
2.3. Методические приемы использования кейс-технологии обучения на примере изучения темы «Правонарушения и юридическая ответственность» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеев Р.В., Дворецкий М.Ю. Причины и условия преступности // Вестник Тамбовского университета. 2014. №. 12 (140). С. 1–7.
Андриенко Ю.В. В поисках объяснения роста преступности в России в переходный период: криминометрический подход // Экономический журнал ВШЭ. 2001. №. 2. С. 194–220.
Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей. //Директор школы. 2010. № 4. С. 61–69.
Бахарева Т.Н. Методическая разработка практической работы по обществознанию по теме: Определение типа правонарушения и вида юридической ответственности: // URL:http://www.pu5belovo.ru/metkop/bahareva10041.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2022. 224 с.
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
Брянский Г.А. Хозяйственные ситуации. М.: Экономика, 1983. 128с.
Восканова Е.М. Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации детельностного подхода в обучении школьников//Вестник наук и образования. 2019. №19 (73). Ч.1. С. 83–87.
Власова Ю.Р. Использование дискуссий на уроках истории и обществознания // Центр научного сотрудничества. 2021. С. 59–60.
Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 9–12.
Глоссарий современного образования под ред. Усик Е.Ю. URL: https://didacts.ru/slovari/glossarii-sovremennogo-obrazovanija.html (дата обращения: 11.04.2023).
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М.: МЮИ, 1996. 326 с.
Гришина Т.А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы // Наука и школа. 2018. №3. С.134–140.
Обычно кейс-технология применяется в рамках тех дисциплин, где возможно сосуществование нескольких правильных ответов.
Данный метод требует от учеников применения творческого подхода и обоснования собственной позиции, поскольку предполагаемые ответы могут различаться по степени своей точности.
Упор делается не на получение готовых знаний, как это происходит при традиционной модели обучения, а на самостоятельный, зачастую коллективный поиск ответов.
Этот факт роднит кейс-технологию с игровыми методами, при использовании которых ход учебного процесс может значительно разнится, в зависимости от личности и способностей учащихся. Помимо усвоения теоретического материала, школьники получают шанс апробировать свои знания на практике, что способствует их закреплению и актуализации.