Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием театральной деятельности
Введение
Во многих психолого – педагогических исследованиях отмечают снижение коммуникативных навыков у детей. А коммуникативные навыки ребенка обязательны, т.к. являются одним из ключевых результатов образования [Шабалина, 2018].
Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
У детей с задержкой психического развития несформированность навыков общения более выражена, чем у нормотипичных детей [Киселева, 2021].
По мнению М. И. Лисиной, общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Предложив определение общения, как психологической категории, М. И. Лисина интерпретировала его как деятельность. Поэтому синонимом общения следует считать термин — коммуникативная деятельность [Лисина, 2009].
Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и формы коммуникативной деятельности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития
1.3. Театральная деятельность как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2.Диагностика навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Методический аппарат исследования
2.2. Содержание психолого – педагогической программы по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.3. Оценка эффективности программы по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Заключение
Библиографический список
Приложения
список:
Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения в контексте
дифференциальной диагностики// Логика социокультурной эволюции: Докл.
.межвуз. науч. - практ. конф. (20-21 мая 1996 г.). Бийск: БиГПИ, 1996. – С. 7.
Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. 2-е изд., Стереотип. - М.: Издательский центр ?Академия?, 2011. – 400 с.
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: КАРО, 2009. – 380 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010. – 136 с.
Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 324 с.
Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2012. – 288 с.
Бойков, Д.?И.? Обучение и организация различных видов деятельности общения детей с проблемами в развитии: учебное пособие для среднего профессионального образования?/ Д.?И.?Бойков, С.?В.?Бойкова.?— 2-е изд.?— Москва: Издательство Юрайт, 2022.?— 153?с.?— (Профессиональное образование).?— ISBN?978-5-534-13325-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
Бухановский А.О. Общая психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 290 с.
Власовой Т.А. Дети с ЗПР - М.: Просвещение, 2010 – 547 с.
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2005 – 512 с.
Многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий [Педагогический энциклопедический словарь, 2013].
Полноценное развитие детей с ЗПР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого:
– введение специальных коррекционно-педагогических приёмов, направленных на повышение социальной компетентности ребёнка, в основные разделы программы;
– реализация личностно – ориентированного подхода в общении педагогов с детьми, основанного на принципах гуманистической психологии и педагогики;