Социально-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы детской инвалидности приобретают особую важность на фоне роста числа детей с ограниченными возможностями в России. Рост и высокая распространенность детской инвалидности обуславливает необходимость совершенствования профилактики, изучения и целенаправленного воздействия на основные факторы риска ее формирующие. Для России проблема детской инвалидности является крайне актуальной. По официальной статистике Росстата на 2022 год в РФ 616 905 тысяч россиян до 18 лет имеют статус детей-инвалидов, среди которых 30% дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то время как в сравнении с 2021 годом по России числилось 604 850 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные цифры говорят о непосредственном увеличении данной проблемы.
Сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 9
1.1. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья 9
1.2. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и основные проблемы в семьях 22
1.3. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как объект социально-педагогическая деятельности 31
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 43
2.1. Диагностика социального положения семей, имеющий детей с ограниченными возможностями здоровья 43
2.2. Реализация программы по социально-педагогической поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 53
2.3. Анализ результатов экспериментальной группы 61
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Диагностический инструментарий .Анкета «Семья» 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Групповой тренинг «Взрослые и дети» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Классный час на тему: «Роль семьи в формировании личности»
104
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений /Л.И.Акатов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.2003.-368с.
2. Алабушева, Н.П. Социальная работа с детьми-инвалидами //Н.П.Алабушева //Научное сообщество студентов-2017.-С.295-297.
3. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида: перевод с английского языка / М. М. Айшервуд. – М.: Педагогика, 2019.- 88с.
4. Аксёнова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л. И. Аксёнова. – М.: Академия, 2017.-153с.
5. Аксёнова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И.Аксенова // Дефектология.-2018.- №1. – С. 3-10
6. Альцман, Л. М Работа с родителями детей, имеющих нарушение зрения и интеллекта // Дефектология.-2016.-№2-С.31-35
7. Антонов, А. И. Семья- какая она и куда движется / А. И. Антонов // Семья в России.- 2018.- №2.-С.-30-53.
8. Базоев, В.З. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании / В.З. Базоев // Социальная педагогика. – 2016. -№3.-С.14-19.
9. Байрамова, Г.Т. Типы воспитания в «проблемной» семье / Г.Т. Байрамова, Н.А. Крушная // Дети с ограниченными возможностями здоровья: воспитание и обучение: тематический сборник научных трудов студентов и преподавателей / под ред. Л.А. Дружининой, М.В.Найн.-Челябинск: Цицеро, 2019.-С. 10-13.
10. Байрамова, Г.Т. Типы воспитания в «проблемной» семье / Г.Т.Байрамова, Н.А.Крушная // Дети с ограниченными возможностями здоровья : воспитание и обучение: тематический сборник научных трудов студентов и преподавателей / под ред. Л.А. Дружининой, М.В.Найн.-Челябинск: Цицеро, 2019.-С.10-13.
11. Безух, С.М. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей – инвалидов /С.М.Безух, С.С.Лебедева.– СПб.: Речь, 2007. – С. 112.
12. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей / Г.И.Бондаренко // Дефектология.-2016.-№2.-С.23-28.
13. Боровая, Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей / Л.П.Боровая // Социально-педагогическая работа.-2019.-№6.-С.59-63.
14. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова.- 3-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2018.-440с.
15. Вачков, И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. 2008.-N38-С.35-41.
Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим членом семьи.
Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия с ним и выработки наиболее оптимальной стратегии и тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условии жизни и других факторов. Но надо осознавать, что готовых рецептов воспитания на все случай жизни никто дать не может. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка и соотносить с ними свои действия.