Особенности управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования обусловлена тем, что государственная собственность и государственный сектор экономики являются важным общественным ресурсом, который должен быть эффективно использован в интересах общества, а также служат фактором экономического подъема, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.
Кроме того, правильное управление государственной недвижимостью может привести к улучшению качества жизни граждан, увеличению экономической активности и развитию территорий, что особенно важно в контексте текущей геополитической ситуации. Следовательно, эффективное управление государственной недвижимостью является необходимым условием для достижения таких стратегических целей, как устойчивое развитие, улучшение жизни граждан и повышение конкурентоспособности экономики.
Важность управления государственной недвижимостью также заключается в том, что это может привести к экономическим выгодам для правительства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблем управления недвижимости, находящейся в государственной собственности 5
1.1 Понятие и сущность недвижимости, находящейся в государственной собственности. 5
1.2. Ретроспектива развития института управления государственным 11
имуществом в России в пореформенный период 11
Глава 2. Экономический анализ практики управления недвижимости, находящейся в государственной собственности 21
2.1 Оценка современного состояния и проблем управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности в России 21
2.2 Нормативное правовое регулирование недвижимости, находящейся в государственной собственности 38
2.3. Краткий обзор зарубежного опыта управления недвижимостью, 47
находящейся в государственной собственности 47
Глава 3. Разработка практических рекомендаций по повышению 55
эффективности управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности 55
3.1 Предложения по развитию управления государственным 55
имуществом в России 55
3.2 Оценка экономической эффективности предложений 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023)
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.05.2023)
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023)
Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О государственной кадастровой оценке" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О кадастровой деятельности"
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 16.02.2023) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"
Данное явление можно аргументировать тем, что наибольшее количество субъектов зарегистрированы в наиболее населенных территориях. В Приволжском федеральном округе таких субъектов меньше чем в Центральном примерно на 14 % (на 3804 объекта). Самое низкое их количество хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, расположено в Дальневосточном и Уральском федеральном округе - 3282 и 4158 объектов соответственно.
Для более подробного анализа стоит рассмотреть структуру объектов федерального недвижимого имущества в разрезе по федеральным округам (Рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Количество объектов федерального недвижимого имущества, находящихся в государственной казне Российской Федерации и учтенных в реестре федерального имущества по Федеральным округам России за 2022 год.