Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Винлаб-Запад», г. Краснознаменск)
В настоящее время конкурентоспособность выступает необходимым условием осуществления деятельности предприятия, что связано с присутствующей борьбой за рыночные сегменты между хозяйствующими субъектами. В таких условиях предприятиям важно проводить оценку конкурентоспособности и поддерживать ее на достаточно высоком уровне.
Опыт различных хозяйствующих субъектов свидетельствует о значимости создания конкурентной стратегии как для крупных корпораций, так и малых, средних предприятий, производящих различные товары (работы, услуги). Основным условием долгосрочной способности хозяйствующего субъекта к стабильному положению на рынке становится необходимость разработки мероприятий повышения конкурентоспособности организации.
Иностранные ученые внесли большой вклад в изучение природы конкуренции и конкурентоспособности, таких как Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, М. Портер и др.
В работах В.Л. Белоусова, И.А. Войцеховской, С.В. Калашниковой, А.А. Лазаренко, Х.А. Фасхиева, А.Н. Чаплиной, Л.В. Юшковой, Е.Н. Ялуниной и других исследователей обсуждаются особенности оценки конкурентоспособности торговли.
Целью работы является формулировка мер, направленных на повышение конкурентоспособности организации и обеспечение эффективности функционирования видов деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 10
1.2 Анализ методов оценки конкурентоспособности организации 16
1.3 Выбор направлений повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли в современных условиях 30
2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВИНЛАБ-ЗАПАД» 36
2.1 Краткая характеристика организации 36
2.2 Основные тенденции развития розничной торговли в России. Оценка конкурентоспособности ООО «Винлаб-Запад» 42
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВИНЛАБ-ЗАПАД» 47
3.1 Анализ законодательства, регулирующего торговлю алкогольной продукции и влияющего на выбор направлений повышения конкурентоспособности организации 47
3.2 Введение дополнительной торговой услуги – доставки товаров на дом (онлайн-торговля) 49
3.3 Внедрение системы SMM-маркетинга 52
3.4 Внедрение вендинговой торговли 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерский баланс ООО «Винлаб-Запад» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Отчет о финансовых результатах ООО «Винлаб-Запад» 70
1. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»// // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/ (дата обращения 03.02.2023)
2. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48, ст. 4553.
3. Азанов, Б. К. Понятие и сущность конкурентоспособности организаций / Б. К. Азанов // Актуальные проблемы естественных и технических наук: Сборник статей межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25 июня 2021 года; — СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2021. — c. 51-58.
4. Антипина, Ю. А. Факторы конкурентоспособности коммерческой организации. / Ю. А. Антипина // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. — 2021. — 21(37). — c. 60-64.
5. Архиереев С. И., Мешкова В. В. Методика поэтапной оценки конкурентоспособности торгового предприятия // Бизнес информ. 2019. № 11 (502). С. 210–221.
6. Безлипкина, Е. В. Некоторые аспекты развития розничной торговли с помощью вендинга // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 20.
7. Берг Т. И., Завьялова Н. И. Совершенствование сбалансированной системы показателей как инструмента оценки конкурентоспособности предприятия оптовой торговли // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7 (3). С. 15–19.
8. Бурун, Е. П. Развитие маркетинга в розничной торговле в условиях современных трансформаций /Е.П. Бурун //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 27. – С. 14-16
9. Вагин Д. Ю., Немова О. А. Инновационные подходы к повышению конкурентоспособности компании на потребительском рынке //Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №10. - С.551-554.
10. Войткевич, Н. И. Обеспечение конкурентоспособности каналов распределения с использованием методов логистики (теория и методология) : автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05. Самара, 2008. 46 с
11. Гашо, И. А. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность предприятия». / И. А. Гашо // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2020. — 2(81). — c. 100-110
12. Гедзь, Ю. В. Понятие, сущность конкуренции. Стратегии конкурентоспособности организации / Ю. В. Гедзь // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3 ч., Краснодар, 10–30 марта 2021 года; — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. — c. 67-70.
13. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Практический подход. – М.: КноРус., 2019.
14. Дулисова, И. Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара / И. Л. Дулисова. — URL: http://www.marketing. spb.ru/read/essai/6.htm (дата обращения: 28.01.2023)
15. Евдохина, О. С. Разработка конкурентной стратегии предприятия на основе корпоративной дорожной карты //Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №10. - С. 45-51
16. Жилина, Е. В. Методика оценки конкурентоспособности торгового предприятия // Торговля, предпринимательство и право. 2016. № 1. С. 29–33
17. Запуск вендингового бизнеса с нуля. https://www.equipnet.ru/org-biz/torgovlya/torgovlya_536.html
18. Иванова, Н. В. Концептуальные основы развития розничной торговли в современных условиях / Н. В. Иванова //Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2020. – № 8 (190). – С. 28-33
19. Ильичева, И. В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 229 с
20. Кочетков Е. П., Забавина А. А. Цифровая трансформация компаний: сущность и эмпирическая оценка влияния на эффективность // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2021. - № 1 (195). - С. 38–51
21. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377
22. Методы оценки конкурентоспособности организации [Электронный ресурс] – URL: https://vuzru.ru/metody-otsenki-konkurentosposobnosti-organizatsii/ (дата обращения 03.02.2023)
23. Минько, Э. В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько — СПб: Питер, 2004. — 268 c.
24. Официальный сат ООО «Винлаб-Запад».
25. Преимущества вендинговых аппаратов. https://www.equipnet.ru/org-biz/torgovlya/torgovlya_536.html
Для оценки важности и формирования конкурентоспособности розничных компаний необходимо учитывать различные направления и аспекты конкурентоспособности, используя соответствующие классификационные показатели.
1.3 Выбор направлений повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли в современных условияхРозничные компании, использующие новейшие методы управления, стремятся к улучшению качества услуг, повышению доступности товаров для населения и установлению разумных цен. Это способствует повышению уровня жизни населения [15].
Однако глобальные события, такие как пандемии и изменения в потребительской психологии, имеют большое влияние на внешнюю среду и требуют пересмотра факторов, механизмов и методов формирования конкурентоспособности розничных организаций.
Исследования бизнеса в разных странах выявили ряд факторов, которые могут использоваться отдельно или в комбинации для дальнейшего роста конкурирующих предприятий в розничной