Пушкинские реминисценции в романе Т. Толстой «Кысь»
Введение
Татьяна Толстая – известная российская писательница-постмодернист, телеведущая, публицист и литературный критик.
Творчество писательницы сосредоточено на внимании к конкретным проблемам человеческого бытия. Т. Толстая оказала существенное влияние на развитие современной прозы. В ее художественных поисках можно увидеть оппозицию высокого и низкого, романтического и бытового, сказочного и натуралистического, реального и выдуманного. Именно сказочность придает творчеству Т. Толстой особый стиль написания. Также прозаик не раз в своих работах обращается к творчеству писатель и поэтов прошлого – например, творчеству А. П. Чехова, затрагивает тему «маленького человека», к тематике и поискам А. С. Пушкина, которые осмысляются в том числе в ироническом ключе. Она обращается к «вечным» проблемам, которые всегда будут актуальными: проблема жизни и смерти, добра и зла, памяти и т. д. При этом большая часть ее произведений – проза малых жанров.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1. Интертекст. Творчество Татьяны Толстой 5
1.1. Интертекст и интертекстуальность: виды, функции5
1.2. Проза Т. Толстой в литературоведении15
Глава 2. Пушкинские реминисценции в романе Т. Толстой. Литературоведческий и методический аспекты………………………………….25
2.1. Пушкинский след в романе Т. Толстой «Кысь»25
2.2. Методические материалы к элективному курсу «Постмодернизм в отечественной литературе»34
Заключение45
Список литературы47
Приложение54
Список литературы
Античная литература : учебник / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи [и др.] ; под ред. А.А. Тахо-Годи. – 4-е изд., дораб. – Москва : Просвещение, 1986. – 464 с.
Арнольд, И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность : Сб. ст. / И. В. Арнольд; Санкт-Петербург гос. ун-т. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 443 с. – ISBN 5-288-02123-6.
Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; [примечания С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова]. – 2-е изд. – Москва : Искусство, 1986. – 444 с.
Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. – Санкт-Петербург : Паритет, 2006. – 314 с.
Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : роман / М. А. Булгаков // Мастер и Маргарита : [сайт]. – URL: http://masterimargo.ru/book.html (дата обращения: 05.05.2023).
Булин, Е. Откройте книги молодых / Е. Булин // Молодая гвардия. – 1989. – № 10. – С. 237–248.
Бычкова, О. А. Смысл заглавия повести Т. Н. Толстой «Легкие миры» / О. А. Бычкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2018. – № 1 (97). – С. 19–24.
Вайкум, Л. А. Роль пушкинского дискурса в прозе Т. Н. Толстой (на материале романа «Кысь» и сборника рассказов «Не кысь») / Л. А. Вайкум // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. – 2020. – № 4 (78). – С. 36–46.
Вайль, П. Городок в табакерке : проза Татьяны Толстой / П. Вайль, А. Генис // Звезда. – 1990. – № 8. – С. 147–184.
Вахрушева, Е. А. Постмодернистский неомарксизм Фредрика Джеймисона / Е. А. Вахрушева // Антиномии. – 2015. – № 2. – С. 86–98.
Золотоносов, М. Мечты и фантомы / М. Золотоносов // Литературное обозрение. – 1987. – № 4. – С. 58–61.
Избранные работы : Семиотика. Поэтика : Пер. с фр. / Ролан Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. [с. 3-45] Г. К. Косикова. – Москва : Прогресс : Университет, 1994. – 615 с. – ISBN 5-01-004408-0.
Интертекстуальность в художественном дискурсе : коллективная монография / науч
Тайну рождения своих рассказов Т. Толстая описала словами Анны Андреевны Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора…». По мнению писательницы, это очень верная метафора, потому что ее проза «растет из сора», – когда сор преображается, то мир поворачивается преображенной стороной, и мусор вдруг становится волшебным.
Главный секрет обаяния прозы автора заключается в наличии параллельных историй, которые создают сложную систему ассоциаций и символов, не имеющих никакого отношения к сюжету, т. е. ко второму слою повествования. Чем чаще мы вчитываемся в текст, тем больше обнаруживается деталей, которые ведут свое независимое существование. Текст отрывается от плоского листа, обретает объем, позволяющий вести рассказ сразу в нескольких измерениях, не только вдоль сюжета, но и над ним.
Обратимся к размышлениям М. Н. Золотоносова, который говорил, что как только тот начинает думать о прозе Т. Толстой, то сразу ненавязчиво вспоминает знаменитую булгаковскую фразу: