Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения
Введение
С каждым годом в стране количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР), обучающихся в условиях инклюзии, увеличивается. Так, не зависимо от организационной формы обучения (специальной или инклюзивной), обучающийся с ЗПР должен получать образование с учётом его особых образовательных потребностей. На практике мы видим, что даже при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной школе, переходя в среднее звено, обучающиеся с ЗПР продолжают испытывать трудности в усвоении программного материала. Особо остро встаёт проблема нарушения письменной речи. Исходя из этого, выбор результативных стратегий обучения детей с ЗПР в начальных классах в рамках коррекционных курсов приобретает чрезвычайную значимость.
В начальной школе обучающимся с ЗПР трудно овладеть навыком письма. Е. А. Логинова отмечает ряд причин распространенности затруднений в овладении письмом у детей с ЗПР.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования акустических операций и их нарушения в структуре письма у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения …. 10
1.1 Особенности формирования акустических операций в структуре письма у младших школьников ………………………… 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития …………………. 15
1.3 Логопедическое сопровождение коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития ……………………………………………………………… 19
Выводы по первой главе …………………………………………………… 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения …………………………….. 31
2.1 Организация и методика обследования письма у младших школьников с задержкой психического развития …………………. 31
2.2 Анализ данных констатирующего эксперимента ……………… 34
2.3 Экспериментальная работа по коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения …………… 43
2.4 Анализ результатов исследования ……………………………… 53
Выводы по второй главе …………………………………………………… 67
Заключение ………………………………………………………………… 69
Список литературы ………………………………………………………… 73
Приложения ………………………………………………………………… 81
Список литературы
Авдулова, Т. П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст] / Т. П. Авдулова. – Москва : ВЛАДОС, 2016. – 316 с.
Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Текст] / К. В Адушкина. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2017. – 163 с.
Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – Москва : Издательство АНН РСФСР, 1955. – Вып. 70. – С. 104–148.
Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В. М. Астапов – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения [Текст] / Под ред. Е. Д. Хомской. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. – С. 779–783.
Бабкина Н. В. Этапы становления системы образования детей с ЗПР и перспективы ее развития (сообщение 1) [Текст] // Дефектология. 2020. № 1. С. 3–17.
Бабкина Н. В., Коробейников И. А. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития [Текст] – Москва : Наука, 2020 – 213 с.
Басаргина, Л. В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения [Текст] // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования : материалы международной научно-практической интернет-конференции. — Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2008. – С. 281–287.
Безруких, М. М. Обучение письму [Текст] / М. М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. – 608 с.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] – Москва : Совершенство, 1998. – 298 с.
Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : Учеб. Пособие. – Москва : НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
Большой психологически
2.1 Организация и методика обследования письма у младших школьников с задержкой психического развития
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами проводился эксперимент, направленный на коррекцию дисграфии у младших школьников с ЗПР. Исследование проводилось на базах Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №117» в период с сентября 2022 года по апрель 2023 года.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении нарушений в структуре навыка письма у младших школьников с ЗПР.
Изучение письменной речи, уточнение структуры речевого дефекта, оценку степени выраженности нарушений разных компонентов речи мы проводили, используя рекомендации Р. И. Лалаевой, Т. В. Ахутиной, И. Н. Садовниковой.
В эксперименте было задействовано 20 обучающихся с ЗПР.