Дидактическая игра как метод формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств, в становлении личности. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
В условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий. Сущность универсальных учебных действий и пути их формирования раскрыты в концептуальных положениях, разработанных А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.А. Володарской и других авторов. [4,5] Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формирова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ…………… 7
1.1. Теоретические подходы к определению игры…………………………. 7
1.2. Классификации игр………………………………………………………. 9
1.3. Дидактическая игра………………………………………………………16
1.4. Развитие личностных универсальных учебных действий…………. 25
Выводы по 1 разделу…………………………………………………………..38
2.ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ………………………………………..39
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………39
2.2. Формирующий эксперимент…………………………………………48
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………...55
Выводы по 2 разделу…………………………………………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..... 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
2. Конституция Российской Федерации
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. - 387 C.
5. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
6. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/
7. https://folkmap.ru/articles/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya-igry.html
8. https://ped-kopilka.ru/pedagogika/vidy-igr-i-ih-klasifikacija-v-pedagogike.html
9. Теория и методика игры : учебник и практикум для вузов / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под редакцией Г. Ф. Кумариной, О. А. Степановой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 265 с. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512069
10. Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 575 с. Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510438
11. Гуров В.А. Интеллектуально
На уроках, посвященным сказкам, после их изучения можно детям дать задание: придумать своего персонажа и сочинить сказку. На этом этапе занятия происходит развитие личностных УУД. Оно заключается в выявлении морального значения и нравственности в поступках персонажа. В результате этого задания может быть создан коллаж под названием «Персонажи новых сказок». Главная задача педагога заключается в том, чтобы на уроке обучающиеся не боялись на творческом этапе делать не так, «как положено», а так, как они считают нужным в соответствии с нормами морали.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
креативного мышления (самостоятельное применение знаний, спо