Формирование гражданской идентичности младших школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

В дипломной работе раскрыта сущность понятий «идентичность», «гражданственность», «гражданская идентичность»; изучены психологические особенности развития гражданской идентичности младших школьников; рассмотрены методы и приемы формирования идентичности школьников на основе изучения английского языка.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.08.2022
Объем файла
109 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2560 руб.
3200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Важность исследования заключается в том, что в современном мире, характеризующемся политической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. Особенно актуальна эта задача в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования указывается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШОЛЬНИКОВ 8

1.1. Сущность понятий «гражданственность», «идентичность», «гражданская идентичность». 8

1.2. Психологические особенности развития гражданской идентичности младших школьников 14

1.3. Методы и приемы формирования гражданской идентичности младших школьников при изучении английского языка 18

ГЛАВА IΙ. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 26

2.1. Анализ опыта педагогов-практиков по проблеме воспитания гражданской идентичности в младшем школьном возрасте при изучении английского языка 26

2.2. Организация работы по формированию гражданской идентичности младших школьников на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 44

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. – 320 с.
  2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. – 2010. – № 5–6.
  3. Гаврилычева, Г.Ф.  Гражданское воспитание: опыт и перспективы /Г.Ф. Гаврилычева //Воспитание школьников. – 2010. – № 3.
  4. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» - Режим доступа: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 27.11.2016)
  5. Заступова И.В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя: Дисс. канд. пед. наук. - Самара, 2007.- 183 с.
  6. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников /Е.Н. Землянская. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 507 с.
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. № 2.
  8. Калиш И.В. Гражданское воспитание молодежи — приоритет современной российской стратегии образования // Гражданское образование в российской школе: сборник научных статей. -  М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
  9. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006. – 87 с.
  10. Литвин, Т.В. Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников [Электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2014/503/2343 (дата обращения 11.03.2018)
  11. Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  12. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. – 2001. - № 6.
  13. Ретюнских Л.Т. Игровая методика как способ интенсификации познавательной активности студентов в процессе преподавания философии [Электронный ресурс] https://iphras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/school3/materials/retunsc.html (дата обращения 22.11.2017)
  14. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии/ C.JI. Рубинштейн,- СПб.: Питер Ком, 1999.- 720 с.
  15. Cамиева, Б., Сбитнева А.Н. Духовно-нравственное воспитание студентов // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 4. – С.37-40.18, Самсонова, Е.К. Формирование гражданской идентичности младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. № 4 (15).
  16. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп.-М.: Гардарики, 2002. – 520 c.
  17. Шакурова, М. В. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / М. В. Шакурова // Классный руководитель. – 2014. –№1.
  18. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/IDENTICHNOST.html (дата обращения 15.10.2017)

Рассмотрим один из наиболее эффективных методов - ролевая игра.  

Существуют три принципиальных отличия ролевых игр от каких-либо других. Во-первых, наличие одной или нескольких сюжетных линий, развитие которых в большинстве случаев зависит непосредственно от предпринимаемых участниками игры действий.

Во-вторых, игра развивается не только вербально и не на игровом поле (по крайней мере, не только на нём), а «вживую». То есть, чтобы достичь какого-либо результата, игроку надо куда-то пойти и совершить ряд поступков, а не просто проговорить их для ведущего и остальных игроков, сидя с ними за одним столом.

В-третьих, существует свобода выбора для большинства игроков своей стратегии поведения, ограниченная только изначальной установкой, определяющей образ персонажа, которого предстоит играть и правилами игры. И.В. Калиш предлагает примерный алгоритм создания типичной ролевой игры, затрагивающей гражданско-патриотический контекст, состоит из трёх пунктов: подготовка к игре, её поведение и обсуждение.