Коррекционная работа в структуре психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением памяти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В России с каждым годом отмечается значительный рост рождаемости детей с отклонениями в развитии. За последние три года их число выросло на 6%, по данным Росстата. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которая характеризуется нарушением темпа психического развития при наличии у детей значительных потенциальных возможностей. Проблема обучения и воспитания детей данной категории на сегодняшний день является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной психологии и педагогики. Такими исследователями, как У.В. Ульенкова, Е.Л. Инденбаум, К.С. Лебединская, И.А. Коробейников, Г.Р. Новикова, В.И. Лубовский подчеркивается, что данное нарушение носит временный характер и может быть компенсировано при максимально возможно ранней диагностике и коррекции.
Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований ЗПР является продолжение изучения памяти, играющей ключевую роль в познавательн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1 Подходы к изучению и коррекции памяти в психолого-педагогических исследованиях в России и за рубежом 11
1.2. Психолого-педагогическая характеристика коррекции памяти детей с особыми образовательными потребностями 22
1.3. Особенности свойств памяти младших школьников с ЗПР 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 39
2.1 Этапы, методы и методики исследования 39
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 46
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 53
3.1 Психолого-педагогическая программа формирования свойств памяти у младших школьников с ЗПР 53
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология [Электронный ресурс] // ИМП РУДН. 2012. URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/ pedagogical_psychology (дата обращения 7.04.2017).
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М. : Когито-Центр, 2009. 191 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: уч. пособие [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0083/index.shtml?from_page=23 (дата обращения 4.04.2017).
4. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология: учеб. пособие/под ред. Л.И. Александровой. Армавир, 2014. 150 с.
5. Боровцова Л.А., Иванова Н.Н., Исаева С.Н. Специальная дошкольная педагогика и психология/под ред. Ивановой Н.Н. Тамбов: ТГУ им. Г. Р.Державина, 2008. 230 с.
6. Будникова Е.С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детейс ограниченнымивозможностями здоровья. Челябинск: ПИРС, 2010. 86 с.
7. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml?from_page=21 (дата обращения 10.04.2017).
8. Винник М.О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностики и коррекционной работы. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 155 с.
9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б.А. Сосновского. М.: Юрайт, 2017. 360 с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - [Электронный ресурс]// Пед. библиотека. URL: http://pedlib.ru/Books/3/0297/index.shtml?from_page=5 (дата обращения 3.04.2017).
11. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики / под ред. В.А. Сластенина [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http://pedlib.ru/Books/1/0269/ 1_0269-1.shtml (дата обращения 5.04.2017).
12. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушения
А.С. Малючкова предлагает использовать разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие кратковременной и долговременной памяти, логической памяти. Среди них «Запомни слова», «Что изменилось?», «Пары слов» и другие. [20, с.75-76; 25, с.67-70; 26]
Для развития произвольной зрительной и зрительно-моторной памяти нужно организовать работу ребенка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Это упражнение целесообразно проводить на таких видах деятельности как рисование (рисование узоров по клеточкам), лепка, списывание с доски, работа с конструктором. Детя