Обучение эпистолярному жанру русскоязычных младших школьников из прибалтики
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы как в отечественной, так и в зарубежной науке особую значимость получили исследования эпистолярных текстов. Лингвисты, литературоведы, культурологи и социологи изучают различные стороны текстов эпистолы. В лингвистике основными аспектами изучения являются: история письма, динамика развития эпистолярия; структура эпистолярного текста, его жанрово-стилистические особенности; функционирование лексических и фразеологических единиц.
Актуальность проблемы исследования определяет важность выбранной темы для теории и практики обучения эпистолярному жанру. Обоснование актуальности темы предполагает аргументацию необходимости ее изучения с позиции теории и практики. Здесь необходимо указать на возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных, можно подчеркнуть малое количество методических разработок для младших школьников по выбранной теме.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭПИСТОЛЯРНОМУ ЖАНРУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……….. 6
1.1 Социокультурная адаптация детей-мигрантов из Прибалтики в российском регионе обучения……………………………………... 6
1.2. Признаки эпистолярного жанра……………………………………. 6
1.3. Методические основы обучения жанру письма в начальной школе……………………………………………………………………… 21
1.4. Анализ практического опыта обучения эпистолярному жанру младших школьников……………………………………………………. 29
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ………………………………………………… 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА УСВОЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА ….... 37
2.1. Характеристика первоначального уровня усвоения младшими школьниками функциональной модели эпистолярного жанра ………. 37
2.2. Специфика конструирования лингводидактических материалов по обучению младших школьников эпистолярному жанру (по данным формирующего эксперимента)………………………………... 59
2.3. Характеристика усвоения младшими школьниками функциональной модели эпистолярного жанра (по данным контрольного эксперимента)……………………………………………. 75
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ………………………………………………. 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ... 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агошкова, Н.Е. Пишу письмо. Умк "Перспективная начальная школа". I класс/ Н.Е. Агошкова // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 86-89.
Акишина, А.А. Письмо как один из видов текста/ А.А. Акишина // Русский язык за рубежом. – 1982. – № 2, 4.
Акишина, А.А. Этикет русского письма/ А.А. Акишина, Н.И. Формановская// Этикет русского письма: Учебное пособие. – 2016. – С. 1-203.
Бабенко, Н.С. О лингвистическом смысле разграничения текстов на жанры// Лексика и стиль / Н.С. Бобенко. – Тверь, 1993. – С. 133.
Бауэр, Е.А. Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии / Е.А. Бауэр // Педагогика, – 2008. – № 1. – C. 111-114.
Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров/ М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 245.
Белунова, Н. И. Искусство эпистолярия и художественное произведение/ Н. И. Белунова // Рус. яз. в школе. – 1995. – № 5. – С. 78.
Бельчиков, Ю. А. Литературный язык / Ю. А. Бельчиков // Русский язык: энциклопедия / под ред. Ф. П. Филина. – М. : Сов. энцикл., 1979. – С. 131.
Быстрова, Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках [Текст] / Е. А. Быстрова // Русская словесность. – 2003. – № 1. – С. 35-41.
Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика /В. В. Виноградов. - М., 1963. - С. 14.
Воронина, М.П. Сочинение в жанре письма – средство развития речи младших школьников/ М.П. Воронина, И.В. Козлова // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 81-85.
Габуния, Г.Г. Программа психолого-педагогического сопровождения социокультурной адаптации детей мигрантов «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в иноэтнической среде». М., 2007.
Гулякова, И.Г. Эпистолярный текст как знаковая система/ И.Г. Гулякова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. – 2003. – № 4. – С. 37-43.
Давыдова, С.В. Обучение младших школьников сочинению в жанре письма и заметки на
Учащимся предлагается читать тексты-образцы писем, определять их структуру, составлять письма по аналогии.
Существуют традиционные приемы работы по обучению школьников умению писать сочинения в жанре письма, которые помогают сформировать у учащихся знания о структуре письма и его особенностях. При такой работе используются такие методические приемы, как конструирование письма из отдельных фраз, анализ структуры письма и включение выделенных структурных элементов, самостоятельный подбор этикетных средств и сопоставление их с представленными вариантами, редактирование уже готового письма.
Опираясь на данные современной педагогики по вопросам жанра письма, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, необходимо выделить подготовку младших