Методика обучения декоративному натюрморту на занятиях изобразительным искусством
ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времён до нас дошли произведения многовекового искусства, по которым сейчас можно видеть исторические события, ценности и культуру народов мира. Национальные, религиозные, философские и научные достижения и особенности составляют основу наших знаний и для будущих поколений.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» стало базовым для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и направлено на познание визуально-пространственных выразительных средств: живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народного и декоративно-прикладного творчества, изображения в зрелищных и кинематографических искусствах.
Восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей действительности является не только культурно воспитывающим, раскрывающим творческие способности, но и позволяющим приобрести практические навыки и знания. С тех пор, как школьная дисциплина «рисование» изменилось на более глубокое в программе по смыслу
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ4
Глава 1. Теоретические основы обучения декоративному натюрморту.11
1.1 Натюрморт: история, виды и значение.11
1.2 Декоративный натюрморт: композиция, стилизация формы.18
1.3 Цвет в природе и живописи.33
Глава 2. Основное содержание занятий по работе декоративного натюрморта.41
2.1 Решение учебных задач с помощью декоративного натюрморта.41
2.2. Методика, этапы, особенности преподавания декоративного натюрморта.51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ67
Приложение 1:70
Приложение 2.75
Приложение 3:82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве. Первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым. – СПб.: издательство «Арка», 2007. – 189 с.
Бабенко А.В., Хоружая Н.В. Основы композиции в изобразительном искусстве : учебно-методическое пособие. – Томск : Томский государственный университет, 2011. – 116 с.
Виппер, Б.Р. Проблема и развитие натюрморта: (Жизнь вещей) / Б.Виппер. Казань: Молодые силы, 1922. - 168, [2] с., 10 с.
Власов В.Г. Натюрморт // Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 83.
Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция [Текст, изоматериал]: учебное пособие / К.Т. Даглдиян. – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 312 с.
Данилов А.В., Елисова А.В. Декоративный натюрморт в система формирования чувства гармонии цвета на начальном этапе обучения живописи // Современное высшее образование в условиях многополярного мира: электрон. сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 дек. 2022 г.) / отв. ред. А. А. Кириллов. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. – 136 - 142 с.
Дунаева Н.Ю. Особенности преподавания живописи в высшем учебном заведении традиционного прикладного искусства в современных условиях (профиль художественная роспись ткани) / Н.Ю. Дунаева // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2018. – № 3. – С. 67 – 71.
Дунаева Н.Ю. Специфика обучения декоративному натюрморту будущих художников традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2022. – № 1. Т. 40. - с. 105 – 112.
Желондиевская Л.В. Формальные изобразительные средства графической композиции. // Вестник ОГУ. - 2007. - № 76. –– С. 83 – 87.
Жуликов А.В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовател
- зигзаг состоит из острых углов. Чем острее углы, тем состояние графики напряженнее, агрессивнее и динамичнее. Тупой угол зигзага, наоборот, передает более спокойное состояние графики.
- Волнообразная линия передает предмету характер спокойного умиротворения.
- форма спирали придет предмету движение. Закрученная спираль символизирует жизнь.
Повороты и наклоны линий уводят зрителя в глубину изображения, прорывая плоскость листа. Положение линий также имеют значение и имеют свои особенности восприятия. Например, вертикальная линия определяет движения глаза снизу-вверх и наоборот. Она воспринимается более узкой, вытянутой по отношению к горизонтальной линии. Геометрическое деление на равные части вертикали приведет к восприятию более массивной верхней части, по отношению к нижней.