Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Введение
Обновление системы отечественного дошкольного образования, обусловленное переменами в социокультурной сфере, предполагает всестороннее развитие образовательной и творческой среды. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) отражена потребность общества в гармоничной личности, развивающейся в соответствии со своими возрастными, индивидуальными, физическими особенностями, потребностями и склонностями.
Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом собственно человеческого внимания к ним, заботы и любви, в большинстве случаев развиваются ущербно. Музыкальное искусство в определенной степени позволяет нейтрализов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. История развития идей музыкально-эстетического воспитания личности 6
1.2. Эстетическое воспитание дошкольников посредством музыки 11
1.3. Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста 16
Выводы по 1 разделу: 24
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Проверка эффективности проделанной работы на констатирующем этапе эксперимента 25
2.2. Проверка эффективности проделанной работы на контрольном этапе эксперимента 31
Вывод по 2 разделу: 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник. М.: Прометей, 2013. 432 с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада - к начальной школе). – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 352 с.
4. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – 238 с.
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
6. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие / Отв. ред. Г. П. Стулова. - М.: МГПИ, 1984. – 111 с.
7. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение 1989. –271 с.
8. Ветлугина И. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1991. – 216 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
10. Глаголева К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 324–326.
11. Груздова И.В. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников: сущность, проблемы, решения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 162.
12. Губанова Н.Ф. Использование игровых методик в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. 2009. № 4 (40). С. 60-67.
13. Каримова М.М. Музыка как средство развития творческих способностей дошкольников // Вестник науки и образования. 2020. № 2-2 (80). С. 70-72.
14. Кенеман А.В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в детском саду: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1956. – 16 с.
15. Комарова Т.С., Антонова
Понимание прекрасного, наслаждение искусством – без этого невозможно представить себе всесторонне и гармонически развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
1.3. Анализ программ музыкально-эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, для педагогов существует возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и эстетического развития детей.
В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота — радость — творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3 – 10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет)Проанализируем программы му