Задачи с практическим содержанием как средство достижения метапредметных результатов обучения математики
Введение
В методической литературе, в официальных указаниях Министерства просвещения, в практике лучших учителей большое внимание уделяется воспитательной задаче обучения математике, формированию и развитию мышления детей, а также выработке рациональных качеств мышления (порядка, точности, сжатости, схематизации). Особое значение при этом приобретает выработка общих и специальных методов решения задач, формирование умений и навыков математической обработки различных фактов из реальной жизни.
Мир вокруг нас находится в состоянии постоянных изменений и совершенствований. Поэтому для решения ряда жизненных задач, нам сейчас необходимо не только обладать какими-либо способностями или качествами, но и рядом различных умений. Именно поэтому, ученик сегодня должен быть гибким, мобильным, а также быть способным к самообразованию и саморазвитию.
В жизни мы всё чаще и чаще сталкиваемся с задачами, для решения которых нам требуются метапредметные умения, которые в школьной практике назы
Содержание
Введение……………………………….….......……………………...…….3
Глава 1. Теоретические основы использования задач с практическим содержанием на уроках математики как средство достижения метапредметных результатов..................6
1.1 Задачи по математике с практическим содержанием……………………………………………….…………………......6
1.2 Определение понятия метапредметности в современном образовании....................................................................................................14
Вывод по Главе 1…………………………………………………………18
Глава 2. Методика формирования метапредметных результатов на уроках математики с использованием задач с практическим содержанием ..........................20
2.1 Использование задач с практическим содержанием на уроках математики…………………...…………………………………………………..20
2.2 Формирование метапредметных результатов при использовании задач с практическим содержанием на уроках математики………..……….34
2.3 Результаты формирования метапредметных навыков при решении практических задач на уроках математики …………………………….…....38
Заключение…………………………………...….…..............................40
Литература………………………………………..….............................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике: учеб. пособие / П. У. Байрамукова. - 2-е изд., доп. и перераб.; Гриф МО. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 142 с.
2. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. - 2007. С. 81-97.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).
4. «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985); [5] https://www.livelib.ru/author/11652-aleksandr-asmolov
5. Хуторской А.В. Учебный метапредмет [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm [4]
6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). [2] http://www.khutorskoy.ru/science/concepts/terms/metapredmet.htm[2]
7. Наумова М.В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе . // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 129-133 URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5527
8. Материалы ХVII научно-практическая конференция Международной Ассоциации «Развивающее обучение» Открытый институт «Развивающее образование URL:http://freeref.ru/wievjob.php?id=388642
9. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии №1543 с одаренными детьми. //Журнал «Завуч». – 2000. – №1 – С.107
10. Абасов З. Форма обучения – групповая работа. //Журнал «Директор школы». – 1998. – №6 – С.62
11. Математика. 5 класс: учеб
Можно сказать, что общеобразовательная деятельность стоит как бы "сбоку" или параллельно предмету, т.е. она независима от предметов и может быть применена к любому из них. В то время как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, она как бы лежит в ее основе. Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают в себя УУД (универсальные учебные действия), освоенные учащимися
Существует 4 вида универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, формирующими основу способности к обучению.
• Когнитивный;
• Нормативный;
• Коммуникативный;
• Личный.
Когнитивные DMS
• Работа с информацией;
• Работа с обучающими моделями;
• Использование символических средств, общих схем решения;
• Выполнение логических операций сравнительного анализа и синтеза классификационного обобщения.
Нормативные DMS
• Постановка целей;
• Прогнозирование;
• Планирован