Факторы конфликтности в учебной деятельности в высшей школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы. Конфликты существовали, существуют и будут существовать всегда. Образовательные учреждения, конечно же, не исключение для конфликтных ситуаций. Основой любой образовательной организацией являются люди. Поэтому в процессе взаимоотношения субъектов учебной деятельности возникают конфликты, так как происходит столкновение их взглядов, мнений и интересов.
Чаще всего конфликт ассоциируют с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т. п. В результате конфликт воспринимается как нежелательное явление, которое необходимо избегать. Однако, современная точка зрения заключается в том, при эффективном управлении конфликтами они не только возможны, но и желательны. Такие конфликты делают учебный процесс более эффективным, предоставляя студентам возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении. Конструктивные конфликты позволяют выявить существующие проблемы, отрегулировать взаимоотношения внутр
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы факторов конфликтности в учебной деятельности в высшей школе
1.1 Теоретические подходы к пониманию конфликта в современной науке
1.2 Особенности конфликтов в высших учебных заведениях
1.3 Факторы конфликтности в учебной деятельности в высшей школе
2 Эмпирическое изучение факторов конфликтности в учебной деятельности в высшей школе
2.1 Организация и проведение исследования факторов конфликтности в учебной деятельности в высшей школе
2.2 Выявление особенностей возникновения и протекания конфликтов в высшей школе
2.3 Количественное изучение факторов конфликтности в учебной деятельности в высшей школе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Анкета на выявление особенностей возникновения и протекания конфликтов в процессе учебной деятельности в высшей школе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аксенова Г. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Купцов // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 4. – С. 6–11.
2 Акулич М. М. Противоречия и конфликты современного российского образования / М. М. Акулич // Социология образования. – 2016. – № 3. – С. 78–90.3 Ан Ю. Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения / Ю. Н. Ан // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 3. – С. 10–15.
4 Андреева С. С. Влияние личностных особенностей педагогов на выбор стратегии поведения в конфликте / С. С. Андреева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 35. – С. 70–74.
5 Анцупов А. Я. История отечественной конфликтологии. Указатель 1892 диссертаций : библиографическое пособие / А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов. – 2-е изд., испр. и перераб. – Москва: «Проспект», 2021. – 448 с. – ISBN 978-5-392-26103-1.6 Анцупов А. Я. Принципы конфликтологии / А. Я. Анцупов // Конфликтология. – 2015. – № 3. – С. 14–31.
7 Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : «Проспект», 2020. – 536 с. – ISBN 978-5-392-36450-3.
8 Артемов Г. П. Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга / Г. П. Артемов, А. В. Алейников, А. Г. Пинкевич // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2 (91). – С. 274–289.
9 Асадов А. Н. Методологические возможности применения социометрии для изменения конфликтности в коллективе / А. Н Асадов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета – 2019. – № 2 (116). – С. 131–133.
10 Балуца А. С. Исследования стратегий поведения в конфликте / А. С. Балуца, А. В. Фурса, Л. В. Бура // Научные исследования и инновации. – 2020. – № 4. – С. 226–232.
11 Батуренко С. А. Социальная стратификация в социологич
В последнее время особую популярность приобретает медиация как способ разрешения конфликтов в образовательной среде. Медиация – особый вид переговоров, в котором третье, нейтральное лицо, обладающее определенными навыками, управляет процессом переговоров таким образом, чтобы стороны могли самостоятельно найти взаимовыгодное решение ситуации [54]. Медиация позволяет не только «избавиться» от конфликта, но и разрешить его наибольшей выгодой для обеих сторон, а также предотвратить дальнейшее расширение противоречий.
Исходя из изученных классификаций видов, причин и последствий конфликтов можно сделать вывод, что внутриорганизационный конфликт в высшем учебном заведении – это конфликт, возникающий в рамках ВУЗа между его структурными подразделениями или отдельными индивидами, обусловленный действием объективных и субъективных факторов, и требующий поиска его конструктивного, направленного на развитие ВУЗа, решения. Для эффективного управления конфликтами в образо