Методика использования рисунков и графиков при изучении темы «Газовые законы»
Введение
Физика – наука, изучающая явления и процессы в неживой природе не только на качественном, но и количественном уровне, то есть закономерности между физическими величинами, их характеризующими. Поэтому решение физических задач играет важную роль в обучении и на уроках физики им отведена немалая часть времени.
Физические задачи – важное средство овладения курсом физики, так как в процессе их решения, учащиеся получают опыт применения полученных знаний на практике, у них формируется умение анализировать различные явления, события, осуществлять отбор наилучших методов и приемов для поиска неизвестного, развивается физическое и логическое мышление и другие способности.
Графические задачи занимают особое место в школьном курсе физики. Это связано с тем, что решение таких задач развивает все операции мышления учащегося: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию. По умению работать с информацией в графическом виде
Содержание
Введение………………………………………………………………….
1. Теоретические основы методики использования рисунков
и графиков при изучении темы «Газовые законы» ……………………
1.1. Основные цели и задачи обучения использования рисунков
и графиков на уроках физики……………………………………………
1.2. Методические аспекты использования графических задач при изучении газовых законов на уроках физики в общеобразовательной школе……………………………………………………………………..
1.3. Типология задач по физике при использованиях рисунков
и графиков………………………………………………………………..
2. Методика использования рисунков и графиков при изучении темы «Газовые законы» ………………………………………………………..
2.1. Методика разработки и проведения использования рисунков и графиков на уроках физики при изучении темы «Газовые законы» ….
2.2. Методические рекомендации использования рисунков
и графиков при изучении темы «Газовые законы» …………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………..
Список использованных источников
1. Баранова, О.А. Электронный образовательный ресурс «Прикладная физика в плакатах» как средство реализации принципа наглядности в учебном процессе / О.А. Баранова, И.В. Ильин, Г.С. Ханзадян, Д.А. Антонова // Вестник ПГГПУ. – 2020. – № 10. – С. 146–153.
Буховцев, Б.Б., Кривченков, В.Д., Мякишев, Г.Я. Сараева, И.М. Сборник задач по элементарной физике. / Б.Б. Буховцев, В.Д. Кривченков, Г.Я. Мякишев, И.М. Сараева. –М.: Наука, 1974.
2. Горлицын, С.В. Роль визуального мышления в учебном процессе / С.В. Горлицын // Междунар. исследоват. журнал. – 2022. – № 1–4 (20). – С. 17–18.
3. Даммер, М.Д. Метапредметное содержание учебного предмета / М.Д. Дам мер // Вестник ЮУрГУ. – 2021. – Т. 6, № 1. – С. 41–52.
4. Жуковский, В.И. Визуальное мышление в структуре научного познания / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров, Р.Ю. Рахматуллин. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 2018. – 178 с.
5. Захаров, А.М. Психолого-дидактические условия эффективного использования проекции в учебном демонстрационном эксперименте / А.М. Захаров. – Челябинск: ИУМЦ, 2020. – 167 с.
7. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды / Н.А. Менчинская.– М.: МОДЭК, 2018. – 448 с.
8. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды / Н.А. Менчинская – М.: Педагогика, 2019. – 218.
9. Недогреева, Н.Г. О метапредметной компетенции учащихся в условиях современного образования / Н.Г. Недогреева, И.С. Козлова // Вектор науки ТГУ. – 2020. – № 4 (30). – С. 259–262.
10. Сыромятников, А.А. Развитие универсальных учебных действий старшеклассников на материале дисциплин естественнонаучного цикла / А.А. Сыромятников, Е.В. Кузнецова // Международный научный журна«Инновационная наука». – 2020. – № 6. – С. 254–256.
11. Скрипко, З.А. Использование образнознаковой наглядности в процессе обучения физике в современной школе / З.А. Скрипко, А.С. Серебренни
Следует отметить, то в основной школе преобладающим методом изучения тепловых явлений является термодинамический метод, а в средней школе – статистический. Поэтому первый подход предполагает сначала изучение термодинамики, а затем молекулярно-кинетической теории идеального газа и агрегатных состояний вещества. Этот подход, используемый в основной школе, имеет положительный результат, который отмечают учителя (Асянова Л.В., Кремнева Т.В., Позднякова Е.Г., Финагина Л.Н., Янова Н.В.). Второй подход, применяемый в средней школе, предполагает обратную последовательность изучения указанных тем.
При изучении молекулярной физики важно учитывать знания о тепловых явлениях, полученные учащимися ранее из курса физики 7 класса и другим учебным предметам естественнонаучного цикла. Во вводной главе курса физики 7 класса проводится обобщение представлений