Особенности освоения искусства орнамента младшими школьниками с ОВЗ

Отличная курсовая работа, в которой организован и проведён эксперимент, направленный на выявление актуального уровня освоения искусства орнамента младшими школьниками с ОВЗ, составлена серия занятий по созданию орнаментальной композиции и даны методические рекомендации к ним. В работу включены таблицы, иллюстрации и приложение.
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
08.08.2022
Объем файла
4660 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства и является важным средством выработки у детей с ограниченными возможностями здоровья элементарных, простейших изобразительных умений и навыков. Данный вид деятельности является обязательным составляющим для усвоения учебной и практической деятельности, которая помогает в развитии восприятия, памяти, внимания, мышления.

Согласно положениям федерального образовательного стандарта ОВЗ одной из важнейших задач является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития пространственных представлений и ориентировок каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром [13]. Изучение искусства орнамента отвечает всем требованиям ФГОС ОВЗ и является одним из средств развития аккуратности, усидчивости, мелкой моторики, глазомера и других качеств.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ИСКУССТВА ОРНАМЕНТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ 6

1.1.Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня освоения искусства орнамента младшими школьниками с ОВЗ 6

1.2. Серия занятий по созданию орнаментальной композиции и методические рекомендации к ним как средство освоения искусства орнамента младшими школьниками с ОВЗ 19

1.3.Методические рекомендации к серии занятий по созданию орнаментальной композиции как средства освоения искусства орнамента младшими школьниками с ОВЗ 25

Выводы по главе 1 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аббасов, М. Г. Практическое овладение учащимися вспомогательной школы пространственной ориентировкой // Дефектология. – 1971. –  №3.  С. 70 – 73.
  2. Афонькин С. Ю. Орнаменты народов мира: практическое пособие / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина. – Санкт-Петербург: Кристалл, 1998. – 271 с.
  3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 527 с.
  4. Бойков Д.И. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.-метод. пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 248 с.
  5. Бурцева М.И. Развитие образного мышления учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства // Изобразительное искусство в школе. – 2012. – № 3. С. 65 – 70.
  6. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр – ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  7. Буткевич Л. М. Орнамент как процесс: Монография. – М.: МГТУ, 2000. –  359 с.
  8. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих педагогов к развитию творческого потенциала обучающихся: монография. – Москва: МПГУ, 2018. – 164 с. 
  9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1997. – 269 с.
  10.  Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: учебное пособие для дефектологических факультетов педагогических институтов. – Москва.: Просвещение, 1982. – 168 с.
  11.  Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
  12.  Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие // Гос. науч. учреждение "Ин-т коррекционной педагогики Российской акад. образования". – Москва: Советский спорт, 2006. – 143 с.
  13.  Ежанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2003. №6. С.
  14.  Жаксыбергенова А.Ж. Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры // Молодой ученый. –  2015. – № 9. – С. 1319 – 1322.
  15.  Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. –  Ленинград: Художник РСФСР, 1961. – 160 с.
  16.  Казакова Т.Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. // 3 изд. Перераб. И доп. – М., 1995.
  17.  Каменева Е. Волшебная глина: для мл. шк. возраста / Худож. В. Юдин. –  М.: Малыш, 1983. –  26 с.
  18. Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии. – 1981. – №5. – С. 151 – 157.
  19.  Ковалевский А.Н. Методы обучения декоративной живописи на занятиях со школьниками младших классов в художественной студии // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Международной заочной научной конференции.  – Пермь: Меркурий, 2011. С. 141 – 143.
  20.  Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей. – М, 2005.
  21.  Кошелева Л. Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2018. с. 35 – 37.
  22.  Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. – М.: Линка – ПРЕСС, 2003. – 174 с.
  23.  Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. – М., 2003.
  24.  Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей: 100 табл. с объяснительным текстом Н.Ф. Лоренца. – Санкт-Петербург.: А.Ф. Девриен, 1898. – 174 с.
  25.  Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для родителей. – М.: Педагогика-пресс, 1996. – 76 с.
  26.  Нестерова Т. В. Графический образ в рисунках младших дошкольников с нарушенным интеллектом: контраст как средство коррекционного обучения: монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009 г. – 89 с.
  27.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир И образование, 2015. – 1375 с.
  28.  Олтаржевская Л.Е., Ушакова Е.В., Егупова О.В. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в схемах и таблицах. под общей ред. Л.Е. Олтаржевской – М.: ГБУ ГППЦ ДОгМ, 2018. – 26 с.
  29.  Петрова В. Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  30.  Полынская И. Н., Цибинога Е. Г. Методика обучения учащихся начальных классов изображению узоров // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. – С. 17.
  31.  Полынская И.Н. Формирование профессиональных компетенций будущего преподавателя изобразительного искусства // Современные наукоемкие технологии. 2016. – № 2. – С. 368 – 371.
  32.  Полынская И.Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. 2017. – № 4. – С. 41 – -45.
  33.  Прыскина Е. А. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческих способностей дошкольников / Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. –  № 3. – С. 65 – 7
  34.  Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М., «Просвещение», 1973. – 208 с.
  35.  Пышкало, А.М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. – М.: Педагогика, 1989. – 207 с.
  36.  Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием // Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольников (Методы художественного воспитания): Труды института художественного воспитания / Отв. ред. Н.П. Сакулина. – М.: Изв. АПН РСФСР. –  1959. – № 100. – С.7 – 99.
  37.  Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста Практическое пособие. – М., Айрс-пресс, 2007. – 112 с.
  38.  Соболев Н. Н. Русский орнамент: Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка: Глав. упр. по худож. пром-сти Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР. – Москва: изд. и тип. Гос. архитектурного изд-ва, 1948. – 174 с
  39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 1999.
  40.  Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. – М., 2006.
  41.  Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись.   Скульптура. Графика. Декоративное искусство: [в 2 т.] / редкол.: В. М. Полевой (гл. ред.) и др. – Москва: Советская энциклопедия, 1986.
  42.  Соломенникова О.А. Радость творчества Ознакомление детей с народным искусством. – М., 2005.
  43.  Улицкий А.Т. Игры со спичками. – Минск: Вуал, 1993 – 88 с.
  44.  Шиф Ж. И. Лубовский В.И, Соловьев. И. М. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // Акад. пед. наук РСФСР; под ред. Ж. И. Шиф. – Москва: Просвещение, 1965. – 343 с.

Анкеты раздаются всем обучающимся на руки, после чего можно приступить к их выполнению. Основная часть анкеты - содержит несколько вариантов ответов, то есть из ряда предложенных материалов необходимо выбрать верные. Два вопроса необходимо дописать самостоятельно. Так же нужно соотнести с картинками. Достоинство данной анкеты, в том, что задания анонимны и без ограничения во времени. Это позволяет внимательно прочитать задания и наиболее честно ответить на вопросы, не вызывая у обучающихся страха ответить неправильно.

Определение результатов осуществляется по следующей схеме:

В анкете за каждый верный ответ начисляется 1 балл. В вопросе, имеющем несколько вариантов ответа, так же можно получить 1 балл. В варианте на соотнесение, можно получить 3 балла.

Таким образом, обучающиеся младшего школьного возраста, у которых общая сумма будет составлять 13-19 баллов, покажут высокий уровень знаний материала, получившие 6-12 балла, будут являться показателем среднего уровня, и, в случае если обучающийся получил 0-6 балла, это показатель низкого уровня знаний.