Связь общего недоразвития речи с формированием предпосылок письменной речи у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Старший дошкольный возраст является чрезвычайно важным в жизни ребенка, так как завершает дошкольное детство и обеспечивает успешность усвоения ребенком основной образовательной программы начального общего образования. Л.И. Божович, И.Ю. [3], И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий [13], А.А. Леонтьев [18; 19], Ж. Пиаже [33], Г.А. Урунтаева [40] и др. психологи подчеркивали, что особую роль в дошкольном детстве играет речь, которая активно развивается от диалогической к монологической, обогащаются все ее функции: дети учатся планировать, высказывать свои мысли, реагировать на изменение условий общения, контролировать свою речевую деятельность, овладевают грамотой. Высокий уровень готовности старшего дошкольника к обучению в школе обеспечивает его обучение и воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из главных выделяет задачу
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Формирование предпосылок письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи..……………………………6
1.1. Современные представления о письменной речи………………….…. 6
1.2 Особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи….. 11
1.3 Влияние общего недоразвития речи на формирование предпосылок письменной речи у старших дошкольников……………………………….. 19
Выводы по главе 1………………………………………………………….. 26
Глава 2. Исследование влияния общего недоразвития речи у старших дошкольников на формирование предпосылок письменной речи ………. 28
2.1 Организация исследования……………………………..……….. 28
2.2 Анализ результатов исследования……………………………………… 31
2.3 Проект программы формирования предпосылок письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи ………………….. 39
Выводы по главе 2 ………………………………………………………....... 42
Заключение………………………………..………………………….……… 44
Список использованных источников и литературы …………………..….. 47
Приложение …………………………………….…………………………… 53
Список использованных источников и литературы
Астаева, А.В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б, Королева // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. – 2010. – № 27. – С. 82-86.
Безруких, М.М. Портрет будущего первоклассника : вопросы теории / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.94-100.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / Л. И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 3-е изд. – Москва: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. – 349 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 432 с.
Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский. – Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 222 с.
Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов // Н.И. Жинкин / Язык. Речь. Творчество. – Москва: Лабиринт, 1998. – С. 183-319.
Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-изд, перераб. – Москва: «Просвещение», 1990. – 239 с.
Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва: Просвещение, 1965. – С. 99-103.
Колповская, И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И.К. Колповская // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – Москва: Издательство АПН РСФСР, 1961. – С.72-88.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: ИД «М и М», 1997. – 286 с.
Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. – Mосква: РПА, 1997. – 124 с.
Корякина, О.А. Предупреждение оптической дисграфии у детей
Важно подчеркнуть, что дети с ОНР имеют особые образовательные потребности и нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи, которая оказывается, в зависимости от тяжести первичного дефекта, в различных институциональных условиях: учреждениях общего или специального образования, государственных или негосударственных.
Основными проблемами, в настоящее время, являются:
- недостаток психолого-педагогических исследований, позволяющих расширить сведения о структуре и механизме нарушений у детей с ОНР для разработки технологий, методов и средств реализации их особых образовательных потребностей в коррекционно-развивающей работе и более эффективного включения их в учебно-воспитательный процесс всего учреждения;
- потребность в комплексном скоординированном подходе к обучению и воспитанию детей с ОНР дошкольного и школьного возраста