Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся школы-интерната
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена внедрением Федерального образовательного стандарта нового поколения, профессиональным стандартом «Педагог» (2013г.), которые ориентируют учителей, руководителей образовательных организации использовать проектные и исследовательские виды деятельности с обучающимися в аспекте системно - деятельностного подхода. В федеральном государственном образовательном стандарте, указывается реализация образования, ориентированного не только на формирование универсальных учебных действий школьника, но и на самообразование, самореализацию, через активную исследовательскую деятельность, которая ведёт к успешному освоению новых знаний. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» (ст. 77) говорится о необходимости выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности и творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ. ……………………………….………………………..11
1.1 Проблемы развития внеурочной проектной деятельности в теории педагогической науки……………………………………………………….......11
1.2 Характеристика внеурочной проектной деятельности в школе – интернате…………………………………………………………………………21
1.3 Разработка модели управления внеурочной проектной деятельностью, обучающихся в школе – интернате…………………………………………….29
Вывод по I главе ………………………………………………………………...36
ГЛАВА II СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА (НА ПРИМЕРЕ ГКОУ МО «ВДОХНОВЕНИЕ»).……………………………38
2.1 Методика и организация проведения экспериментального исследования…………………………………………………………………….38
2.2 Программа по внедрению организации внеурочной проектной деятельности обучающихся…………………………………………………….41
2.3 Анализ результатов экспериментальной деятельности. ………………….57
2.4. Методические рекомендации по совершенствованию организации внеурочно проектной деятельности обучающихся школы-интерната.………………………………… …………………………………….61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 22 сентября 2011 года № 2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
- Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года N 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
- Анапченко, М. Ю. Управление образовательными системами. Особенности руководства и лидерства в Российском образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.аvрu.роmоrsu.ru (дата обращения: 11.02.2018).
- Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2016. - № 10. - С.24 - 30.
- Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]. - М.: Просвещение - 2017. - 159 с.
- Бартули, Г. В. Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций школьников // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 14.01.2018).
- Вилкова, М. В. Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 10.02.2018).
- Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 440 с.
- Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
- Гайдовская, Т. П. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 15.01.20.21).
- Гин, С. И. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя. Школа креативного. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 93 с.
- Гин, С. И. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя. Школа креативного мышления. - М.: Вита-Пресс, 2015. - 159 с.
- Гин, С. И. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя. Школа креативного мышления. - М.: Вита-Пресс, 2015. -143 с.
- Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е. А., Чуракова, О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2015. – 176 с.
- Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. - 2015. -№4. - С. 21-27.
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 207 с.
- Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
- Даутова, О. Б., Крылова, О. Н., Матина, Г. О., Пивчук, Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образования. ― СПб.: КАРО, 2015. ― 160 с.
- Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Центр педагогического образования, 2017. - 144 с.
- Елпатова, О. И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся // Химия в школе. - 2016. - №7. - С. 21–24.
- Заграничная, Н. А., Добротина, И. Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. - М.: Интеллект-Центр, 2014. – 79 с.
- Ильина, Л. Б. Теоретические аспекты проектной деятельности // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 15.01.2021).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. - 152 с.
- Кашлева, Н. В., Дмитриева, Ж. В., Игнаткина, Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2017. – 144 с.
- Кузнецова, Н. В. Педагогические средства формирования рефлексивно-оценочного компонента познавательного опыта школьников с // Вест. Влад. гос. гум. ун-та. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2017. – Вып. 10 (29). – С. 101–108.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2011. – 464 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. – 144 с.
- Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. – М.: Академический Проект, 2014. – 192 с.
- Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. С. Ежкова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 182 с.
- Козлова, С. А. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
- Концепция развития дошкольного образования в России (2013-2020): методология, теория, технология. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – 144 с.
- Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды доу : учебное пособие для СПО / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 165 с.
- Крылова, Н.М. «Лесенка успеха» или Три грани научно-методической системы детского сада . – М.: Сфера, 2012. – 128 с..
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : / Н. В. Микляева [и др.] ; под ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 434 с.
- Тимофеева, Л.Л., Бережнова, О.В. Вариативные модели организации дошкольного образования. Методическое пособие [Текст]. – М.: 2012.
- Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
- Лукашова, Е. Н. Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 22.01.2021).
- Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. И. В. Муштавинской, О. Н. Крыловой, О. Б. Даутовой – СПб.: АППО, 2015. – 205 с.
- Методика обучения географии в общеобразовательных организациих: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
- Максимова, В. Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 11. — С. 180–193.
- Маллуева, К. Ю. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httр://fеstivаl/ - свободный. (Дата обращения: 22.01.2021).
- Матяш, Н. В., Симоненко, В. Д Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана–Графф, 2017. – 112 с.
- Мозикова, О. А. Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 12.01.2021).
- Москалева, Т. Л. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 12.01.2021).
- Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 587 - 590.
- Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном организации: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2016. – 112 с.
- Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2015. - № 11. – С.32-40.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
- Петренко, А. А. Системно-деятельностный подход в профессиональной деятельности руководителя образовательной организации // Психолого-педагогический поиск. – М., 2016. - №4 (40) - С. 102-110.
- Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2015. - № 7. – С. 164–169.
- Прохорова, Л. Н., Кривова, Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2015. – 67 с.
- Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2017. – 191 с.
- Родионов, А. В. Формирование эколого-образовательной среды школы // Биология в школе. - 2017. - №1. - С. 48.
- Романова, О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 361-369.
- Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. – 160 с.
- Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных организаций. 5-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2016. - 80 с.
- Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных организаций. – М.: АРКТИ, 2015. – 74 с.
- Сергеев, И. С., Блинов, В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015. – 137 с.
- Сергеева, В. П. Проектно–организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 94 с.
- Серебренников, А. И. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. Пособие для общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования. Школа креативного мышления. - М.: Вита-Пресс, 2015. - 31 с.
- Харитонов, Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ. – М.: Просвещение, 2015. – 152 с.
- Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех и по-разному? Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 383 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 392 с.
- Яковлева Н.И. Проектная деятельность в школе // статья в сборнике трудов конференции. 2017. С. 366-367.
- Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды – М.: Сентябрь, 2016. -128 с.
- Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
- 2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
- Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.
В основу данной модели положен именно этот подход. Деятельностный подход – это тот самый подход, который способствует организации учебно-познавательной деятельности. Суть его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность самостоятельной работы, в ходе которой они сами ведут поиск необходимой информации, анализируют ее участвуют в учебном процессе, так как это является целью деятельностного подхода - воспитание личности ребенка: умение поставить цель, реализовать их, уметь нести ответственность за результаты. Это и делает деятельностный подход одним из основных методом развития у учащихся индивидуальных способностей.
- личностно-ориентированный подход – принцип модели:
Носит принципиальный характер данной модели. Исследователь В. В. Серикова, определила три трактовки личностно-ориентированного подхода: «Личностно-ориентированный подход – общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств. Личностно-ориентированный подход – цель, программа педагогической деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность. Личностно-ориентированный подход – специальный вид образования, в основе которого создание определенной образовательной системы, которая запускала бы механизмы функционирования личности» [75]. Личностный подход меняет и схему взаимодействия учителя с учеником в рамках проектной работы: субьект-объектные отношения заменяются на субьект-субьектные.