Организация внеурочной проектной деятельности обучающихся школы-интерната

Отличная магистерская диссертация с объёмным количеством приложений, содержанием таблиц, иллюстраций в работе. В работе обобщены понятия и суть формулировок: «проектная деятельность», «внеурочная деятельность»; разработана модель системы управления проектной деятельностью, спроектирована система внеурочной деятельности.
Author image
Ilnur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
08.08.2022
Объем файла
1068 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4640 руб.
5800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность исследования обусловлена внедрением Федерального образовательного стандарта нового поколения, профессиональным стандартом «Педагог» (2013г.), которые ориентируют учителей, руководителей образовательных организации использовать проектные и исследовательские виды деятельности с обучающимися в аспекте системно - деятельностного подхода. В федеральном государственном образовательном стандарте, указывается реализация образования, ориентированного не только на формирование универсальных учебных действий школьника, но и на самообразование, самореализацию, через активную исследовательскую деятельность, которая ведёт к успешному освоению новых знаний. В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» (ст. 77) говорится о необходимости выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности и творческой деятельности. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ. ……………………………….………………………..11

1.1 Проблемы развития внеурочной проектной деятельности в теории педагогической науки……………………………………………………….......11

1.2 Характеристика внеурочной проектной деятельности в школе –   интернате…………………………………………………………………………21

1.3 Разработка модели управления внеурочной проектной деятельностью, обучающихся в школе – интернате…………………………………………….29

Вывод по I главе ………………………………………………………………...36

ГЛАВА II СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА (НА ПРИМЕРЕ ГКОУ МО «ВДОХНОВЕНИЕ»).……………………………38

2.1 Методика и организация проведения экспериментального исследования…………………………………………………………………….38

2.2 Программа по внедрению организации внеурочной проектной деятельности обучающихся…………………………………………………….41

2.3 Анализ результатов экспериментальной деятельности. ………………….57

2.4. Методические рекомендации по совершенствованию организации внеурочно проектной деятельности обучающихся школы-интерната.………………………………… …………………………………….61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….72

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….80

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.

2.         Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
  2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 22 сентября 2011 года № 2357) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
  3. Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года N 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». – [Текст] официальный текст / Консультант Плюс // Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. - Загл. с экрана.
  4. Анапченко, М. Ю. Управление образовательными системами. Особенности руководства и лидерства в Российском образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.аvрu.роmоrsu.ru (дата обращения: 11.02.2018).   
  5. Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  6. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2016. - № 10. - С.24 - 30.
  7. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст]. - М.:  Просвещение - 2017. - 159 с. 
  8. Бартули, Г. В. Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций школьников // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 14.01.2018).
  9. Вилкова, М. В. Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 10.02.2018).
  10. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 440 с.
  11. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
  12. Гайдовская, Т. П. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности. Организации проектной деятельности школьников в процессе обучения // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 15.01.20.21).
  13. Гин, С. И. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя. Школа креативного. - М.: Вита-Пресс, 2016. - 93 с.
  14. Гин, С. И. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя. Школа креативного мышления. - М.: Вита-Пресс, 2015. - 159 с.
  15. Гин, С. И. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: Пособие для учителя. Школа креативного мышления. - М.: Вита-Пресс, 2015. -143 с.
  16. Голуб, Г. Б., Перелыгина, Е. А., Чуракова, О. В. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д. ф. –м. н., проф. Е. Я Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2015. – 176 с.
  17. Горбунова, Н. В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. - 2015. -№4. - С. 21-27.
  18. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 207 с.
  19. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
  20. Даутова, О. Б., Крылова, О. Н., Матина, Г. О., Пивчук, Е. А. Управление введением ФГОС основного общего образования. ― СПб.: КАРО, 2015. ― 160 с.
  21. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Центр педагогического образования, 2017. - 144 с.
  22. Елпатова, О. И. Диалоговые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся // Химия в школе. - 2016. - №7. - С. 21–24.
  23. Заграничная, Н. А., Добротина, И. Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. - М.: Интеллект-Центр, 2014. – 79 с.
  24. Ильина, Л. Б. Теоретические аспекты проектной деятельности // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 15.01.2021).
  25. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. - 152 с.
  26. Кашлева, Н. В., Дмитриева, Ж. В., Игнаткина, Т. В., Школьная проектная лаборатория. – Волгоград: Учитель, 2017. – 144 с.
  27. Кузнецова, Н. В. Педагогические средства формирования рефлексивно-оценочного компонента познавательного опыта школьников с // Вест. Влад. гос. гум. ун-та. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2017. – Вып. 10 (29). – С. 101–108.
  28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М»,  2011. – 464 с.
  29. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. – 144 с.
  30. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. – М.: Академический Проект, 2014. – 192 с.
  31. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. С. Ежкова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 182 с.
  32. Козлова, С. А. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 с. 
  33.  Концепция развития дошкольного образования в России (2013-2020): методология, теория, технология. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. – 144 с.
  34. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды доу : учебное пособие для СПО / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 165 с. 
  35. Крылова, Н.М. «Лесенка успеха» или  Три грани научно-методической системы детского сада . – М.: Сфера, 2012. – 128 с..
  36. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : / Н. В. Микляева [и др.] ; под ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 434 с.
  37. Тимофеева, Л.Л., Бережнова, О.В.  Вариативные модели организации дошкольного образования. Методическое пособие [Текст].  – М.: 2012.
  38. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с. 
  39. Лукашова, Е. Н. Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 22.01.2021).
  40. Лучшие практики введения и реализации ФГОС общего образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. И. В. Муштавинской, О. Н. Крыловой, О. Б. Даутовой – СПб.: АППО, 2015. – 205 с.
  41. Методика обучения географии в общеобразовательных организациих: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
  42.  
  43. Максимова, В. Н. Концепция современного образовательного менеджмента // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 11. — С. 180–193.
  44. Маллуева, К. Ю. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httр://fеstivаl/ - свободный. (Дата обращения: 22.01.2021).
  45. Матяш, Н. В., Симоненко, В. Д Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана–Графф, 2017. – 112 с.
  46. Мозикова, О. А. Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 12.01.2021).
  47. Москалева, Т. Л. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httрs://nsроrtаl.ru/ - свободный. (Дата обращения: 12.01.2021).
  48. Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 587 - 590.
  49. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном организации: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2016. – 112 с.
  50. Пашкова, А. М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2015. - № 11. – С.32-40.
  51. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
  52. Петренко, А. А. Системно-деятельностный подход в профессиональной деятельности руководителя образовательной организации // Психолого-педагогический поиск. – М., 2016. - №4 (40) - С. 102-110.
  53. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2015. - № 7. – С. 164–169.
  54. Прохорова, Л. Н., Кривова, Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2015. – 67 с.
  55. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2017. – 191 с. 
  56. Родионов, А. В. Формирование эколого-образовательной среды школы // Биология в школе. - 2017. - №1. - С. 48.  
  57. Романова, О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как совокупность возможностей успешного решения поставленных задач ФГОС ОО // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 361-369.
  58. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. – 160 с.
  59. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных организаций. 5-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2016. - 80 с. 
  60. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных организаций. – М.: АРКТИ, 2015. – 74 с.
  61. Сергеев, И. С., Блинов, В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015. – 137 с.
  62. Сергеева, В. П. Проектно–организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности: Учебно – методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2016. – 94 с.
  63. Серебренников, А. И. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. Пособие для общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования. Школа креативного мышления. - М.: Вита-Пресс, 2015. - 31 с.
  64. Харитонов, Н. П. Основы проведения школьниками исследовательских работ. – М.: Просвещение, 2015. – 152 с.
  65. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех и по-разному? Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 383 с.
  66. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 392 с.
  67. Яковлева Н.И. Проектная деятельность в школе // статья в сборнике трудов конференции. 2017.  С. 366-367.
  68. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды – М.: Сентябрь, 2016. -128 с.
  69. Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
  70. 2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
  71. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.

В основу данной модели положен именно этот подход. Деятельностный подход – это тот самый подход, который способствует организации учебно-познавательной деятельности. Суть его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность самостоятельной работы, в ходе которой они сами ведут поиск необходимой информации, анализируют ее участвуют в учебном процессе, так как это является целью деятельностного подхода - воспитание личности ребенка: умение поставить цель, реализовать их, уметь нести ответственность за результаты. Это и делает деятельностный подход одним из основных методом развития у учащихся индивидуальных способностей.

  • личностно-ориентированный подход – принцип модели:

Носит принципиальный характер данной модели. Исследователь В. В. Серикова, определила три трактовки личностно-ориентированного подхода: «Личностно-ориентированный подход – общегуманистический феномен, основанный на уважении прав, достоинств. Личностно-ориентированный подход – цель, программа педагогической деятельности, базирующаяся на стремлении воспитать личность. Личностно-ориентированный подход – специальный вид образования, в основе которого создание определенной образовательной системы, которая запускала бы механизмы функционирования личности» [75]. Личностный подход меняет и схему взаимодействия учителя с учеником в рамках проектной работы: субьект-объектные отношения заменяются на субьект-субьектные.