Развитие математической грамотности обучающихся 7-х классов в процессе решения практико-ориентированных задач
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходят глобальные изменения, касающиеся абсолютно всех сфер человеческой жизни, не исключением является и образование. Перед обществом и учебными учреждениями стоит цель — воспитание личности, которая имеет способности к активной и творческой деятельности. От ученика требуется обладание не только конкретным объемом знаний, но и навыками определять цели своей деятельности, находить способы реализации проектов, способности организовать свою работу. Необходимо уметь применять полученные умения и навыки в реальной действительности при выполнении конкретных жизненных задач, другими словами, быть функционально грамотным.
По мнению А. А. Леонтьева, функционально грамотный человек обладает способностью использовать получаемые в течение всей жизни знания, навыки и умения для решения достаточно широкого диапазона нестандартных задач и достижения поставленных целей [2].
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты развития математической грамотности в процессе обучения математике7
1.1. Понятие функциональной грамотности7
1.2. Сущность математической грамотности, уровни ее развития у учащихся среднего школьного возраста10
1.3. Методы развития функциональной математической грамотности на уроках математики16
Глава 2. Методические особенности развития функциональной математической грамотности в процессе обучения решению ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ задач21
2.1. Дидактические возможности практико-ориентированных задач21
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по алгебре для 7 класса26
2.3. Разработка комплекса практико-ориентированных задач для развития математической грамотности34
заключение47
список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы48
Список использованной литературы
Законодательные и нормативные акты органов государственного управления
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (ред. 17.02.2023).Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом. Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. 08.11.2022 № 955).Приказ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (утв. Министерством просвещения РФ 01 ноября 2022 г. № 70799).Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Литература
Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66–2. — С. 10–15. — Текст : непосредственный.
Алексеева, Е. Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности / Е. Е. Алексеева // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 4 (83). — С. 214–218. — Текст : непосредственный.
Борщевская, А. Э. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А. Э. Борщевская // Наука и школа. — 2021. — № 1. — С. 199–208. — Текст : непосредственный.
Диких, Э. Р. Методическое сопровождение развития готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся / Э.Р. Диких, Н.С. Макарова // Педагогика. — 2021. — № 4 (33). — С. 123–128. — Текст : непосредственный.
Диких, Э. Р. Функциональная грамотность школьников как фактор развития
Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960-х и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению [23]. Применение на уроках интерактивных или активных методов обучения поспособствует развитию не только мотивации и желания обучаться новому, но и повышению уровня знаний, математической грамотности за счет повышенного интереса к изучаемой теме. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к изучению математики, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в мире позволит получить требуемый результат обучения.