Специфика консультирования подростков в отношениях с родителями
Введение
Актуальность темы. В настоящее время семья для подростка представляет среду удовлетворения его потреностей (эмоциональная поддержка, принятие, самоутверждение). В неблагополучных семьях процеветает потребетильское отношение из чего следует их девиантное поведение подростка, с выраженной агрессивностью. Они нацелены на получение матереальных благ (льготы, пособия), но при этом без определенного вклада ( учеба, работа). В их глазах учеба и работа утратили свою значимость. Значимость родителей в предтавлении подростков меняется. Так подростки могут демонстрировать негативизм и нонконформистское поведение, что обостряет отношения со взрослыми.Когда в благополучной семье царит полная гармония, то в неблагополучных семьях, происходит нарушение нормального фунционирования ценностей. Чаще это семьи в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, семьи в тяжелом финансовом положении, родители проявляющие насилие по отношению к друг другу или детям.
Содержание:
Введение2
Глава 1. Теоретическое основы изучения вопросов нарушения подростково-родительских отношений в благополучной и неблагополучной семьи.5
1.1.Сущность понятия проблемы в подростково-родительских отношениях.5
1.2.Методы профилактики нарушений детско-родительских отношений с подростками.14
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ19
2.1. Организация экспериментального исследования19
2.2. Цели, задачи и диагностические методики экспериментального исследования.20
2.3. Анализ результатов и интерпретация данных констатирующего эксперимента23
Заключение27
Список использованных источников29
Список использованных источников
1. Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Согласованность оценок родительско-детских отношений // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soglasovannost-otsenok-roditelsko-detskih-otnosheniy (дата обращения: 06.11.2021).
2. Алёшина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю. Е. Алёшина — Вестник МГУ. Психология. — 2013.- № 2.- с. 60-72.
3. Аркушенко, А. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А. Аркушенко, О. Ларина – М.: Эксмо, 2018. – 450 с.
4. Антилогова Л.Н., Ждакаева Е.И. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-destruktivnyh-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения: 06.11.2021).
5. Бичанина Т. В., Аксёнова А. В. Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе // Вопросы науки и образования. 2021. №4 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 06.11.2021).
6. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
7. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002. — 416 с.
8. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
9. Варга А.Я. Типы родительских отношений. Самара: СамГПУ, 1997. — 88 с.
10. Гогицаева О. У., Небежева А. В., Шибзухова Д. А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-samootsenka-podrostka (дата обращения: 06.11.2021).
11. Маркова Н. М. Особенности и проявления авторитаризма в детско-родительских отношениях // Мир науки. Педагогика и психо
Детско-родительские отношения могут быть определены следующими параметрами: характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность к родителю; мотивы воспитания и родительства; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя; стиль общения и взаимодействия с ребенком; поддержка автономии ребенка; требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; степень последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Жизнь ребенка в пространстве проблемной семьи, с патогенным типом родительского отношения и воспитания, с неэффективной родительской позицией с большой долей вероятности, как показывают исследования, предопределяет его превращение в невротическую личность.
Отечественные исследователи выделяют следующие особенности родительского отношения и параметры неправильного воспитания