Разработка и применение деловых игр в колледже по дисциплине «Менеджмент»
ВведениеПрименение деловых игр на дисциплине «Менеджмент» имеет большую актуальность и может быть полезным для студентов, которые хотят совершенствовать свои навыки управления. Преимущества использования деловых игр в обучении включают:
Практическое применение знаний. Деловые игры помогают студентам понять, как применять концепции менеджмента на практике в реальных ситуациях.
Обучение командной работе. Многие деловые игры требуют сотрудничества и командной работы, что помогает студентам улучшить свои коммуникативные и лидерские навыки.
Улучшение принятия решений. Выбор правильного решения – важная составляющая менеджерской работы. В рамках игры студенты могут получить возможность практиковаться в принятии решений и оценивании их последствий.
Развитие критического мышления. Деловые игры могут помочь студентам развить критическое мышление, креативность и творческие способности.
Оглавление
Введение 6
Глава I. Общая характеристика активных методов обучения 8
1.1 Краткая история становления и развития активных методов обучения 8
1.2 Сущность метода обучения – «Деловая игра» 13
1.3 Классификация деловых игр и их структура 16
1.4 Изучение опыта преподавания в колледже экономических дисциплин с использованием деловых игр 19
1.4.1. Цель, задачи, методы и ход исследования 19
1.4.2. Анализ результатов исследования уровня креативности студентов колледжа 22
Глава II. Теоретические и нормативные предпосылки разработки методики преподавания в колледже дисциплины «Менеджмент» с применением деловой игры 26
2.1 Методический анализ дисциплины «менеджмент» и темы «Анализ конфликтной ситуации с применением методов разрешения конфликтов» 26
2.1.1 Роль дисциплины и темы в подготовке специалиста 26
2.1.2 Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи 31
2.2 Воспитательные и развивающие возможности дисциплины и темы 36
Глава III. Методика преподавания дисциплины «Менеджмент» на примере темы «Анализ конфликтной ситуации с применением методов разрешения конфликтов» 40
3.1 Проектирование общеметодических вопросов преподавания темы 40
3.1.1 Методика целеполагания по дисциплине и теме 40
3.1.2 Отбор содержания темы. Фрагмент тематического плана 44
3.1.3 Выбор и краткая характеристика форм, методов и средств изучения темы «Анализ конфликтной ситуации с применением методов разрешения конфликтов» 47
3.2. Методическая разработка практического занятия по теме «Анализ конфликтной ситуации с применением методов разрешения конфликтов» 50
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение А 62
Список литературыНормативные документы
1. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Менеджмент» по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», рассмотренная на заседании протоколом №1 от 15.06.2021 г. – Текст : электронный. – Режим доступа: OP.03_Menedghment_RPD,_FOS.pdf (xn--80adihearl1bq1m.xn--p1ai).
2. Рабочий учебный план программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», утвержденный И.о. проректора по УМиВР Хохловой Е.В. 28.08.2021 г. – Текст: электронный. – Режим доступа: UP_38.02.01_ekonomika_i_bux_uchet_2.10.pdf (xn--80adihearl1bq1m.xn--p1ai).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 67 от 5 февраля 2018 г. – Текст: электронный. – Режим доступа: https://base.garant.ru.
Научные и учебно-методические издания
Арнст, Е. А. Деловые игры на учебных занятиях для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся / Е. А. Арнст // Образование. Карьера. Общество. – 2018. – № 3(58). – С. 26-28. – EDN YOFYMP.
Амеркулова, Ж. Д. Использование активных методов обучения в преподавании / Ж. Д. Амеркулова // Наука и инновационные технологии. – 2021. – № 4(21). – С. 23-32. – DOI 10.33942/sit2030. – EDN OXYNIJ.
Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18
Барабаш Н.Н. Менеджмент: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н.Н. Барабаш; Чебоксарский кооперативный техникум Чувашпотребсоюза. - 3-е изд., испр. и доп. – Чебоксары: Единение, 2019. - 182 с.
В 21 веке образовательный процесс предъявляет все больше требований не только к квалификации преподавателей, но и к педагогическим технологиям, которые должны отвечать запросам современного общества и максимально эффективно готовить подрастающие кадры. Эффективным методом формирования профессиональных компетенций в системе среднего профессионального образования является метод деловой игры [14].
Деловая игра является одним из видов активных методов бучения, которая предполагает полное погружение в моделируемую ситуацию и симулирует процессы, происходящие в реальной профессиональной деятельности. М. Е. Падерина определяет деловую игру как «форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Особая ценность деловой игры заключается в изменении традиционного представления о поведении учащихся, так как ведущим условием становится соблюдение правил игры, а студенты выступают источником принятия решений» [29].
Деловая игра является способом построения моделей различных условий в сфере профессиональной деятельности.