Освоение младшими школьниками морфемной структуры слова на исторической основе
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Слово – это одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Проблема морфемной структуры слова многоаспектна, в школе морфемный анализ заключается в выделении значимых частей слова, в соответствии с закономерностями современного русского языка, то есть без учёта исторических изменений в структуре слова.Морфемам свойственно семантико-словообразовательное и грамматическое значение, поэтому освоение морфемной структуры слова на исторической основе способствует лучшему пониманию значений слова, его стилистической и экспрессивной окрашенности, осознанию роли морфем в слове, формированию точности речи.
Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и других психических процессов, планировании ребенком деятельности, самоорганизации поведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Место словообразования в языкознании 6
1.2 Морфемная структура слова в истории русского языка 9
1.3 Исторический аспект изучения словообразования и морфемного состава слова 15
1.4 Система изучения морфемного состава слова на этапе начального общего образования 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1 Анализ учебников русского языка для начальной школы по разделу «Состав слова» 25
2.2 Описание опыта работы над составом слова в начальной школе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Богородицкий, В.А. Лекции по общему языковедению. / В.А. Богородицкий. - М.: Либроком, - 2019. - 312 с.
2. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс. - 2022. – 64 с.
3. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 2-го класса / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс. -2018. – 176 с.
4. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс. - 2019. – 176 с.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2 ч. / Р.Н. Бунеев. – М.: Баласс. - 2018. – 160 с.
6. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. — М.: Юрайт. - 2022. — 266 с.
7. Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии, в сборнике: Вопросы теории и истории языка в свете трудов И. В. Сталина по языкознанию / В.В. Виноградов. – М.: Виноградовские чтения, 2021. – 54 с.
8. Виноградов, В.А. Статьи по общему языкознанию, компаративистике, типологии / В.А. Виноградов. – М.: Языки славянской культуры. - 2019. - 544 с.
9. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. – М.: Флинта, 2018. – 784 с.
10. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. Лексикология, фонетика, морфология / Е.М. Галкина-Федорук. - М.: Ленанд. - 2019. – 408 с.
11. Дроздова, О.Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов / О.Е. Дроздова. — М.: Юрайт. - 2022. — 194 с.
12. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – М.: Флинта. - 2021. – 328 с.
13. Канакина, В.П. Русский язык. 1 класс. Учебник / В.П. Канакина. - М.: Просвещение. - 2022. – 144 с.
14. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. / В.П. Канакина. - М.: Просвещение. - 2022. – 143 с.
15. Канакина, В.П., Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. / В.П. Канакина. - М.: Просвещение. - 2021. – 161 с.
16. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. / В.П. Канакина. - М.: Просвещение. - 2018.
Итак, по функции выделяют морфемы: словообразовательные, формообразовательные и словоизменительные.
По происхождению выделяются морфемы:
Исконные (-ик носик; -ун горбун; -н степной)
Заимствованные (архи-; анти-; - ист журналист; антивоенный)
Заимствованными считаются морфемы, пришедшие к нам из других языков в составе тех или иных слов. Основные признаки всегда присутствует в словах, объединенных одним смыслом, и сосредоточены в корне. Часть речи формируется признаками, содержащимися в корне, и в дальнейшем изменяется с изменением аффиксов. Суффикс изменяет, признаки корня и изменяет часть речи. Морфемы различаются по закрепленности за той или иной частью речи.