Формирование гармоничного цветового восприятия посредством печатной графики
ВведениеАктуальность исследования дипломной работы обусловлена тем, что современное графическое искусство, а именно печатная графика не выделяет отдельной проблемой вопрос колористического решения в различных техниках эстампа. В силу специфических задач искусства печатной графики и особенностей графических материалов по-разному реализуются особые колористические решения, нежели в живописи.
В системе художественного образования овладение графическим языком эстампа имеет особое значение и тесно связано с изучением техник печатной графики
Монотипия – одна из наиболее приближенных к живописному решению техника печатной графики, поэтому вопрос колорита в этой технике стоит наиболее остро. Она обладает большим разнообразием сюжетов, а также различными способами применения. В монотипии стоит учитывать не только сочетания цветов, но и их переходы, мазки кисти, градиентные заливки и многое другое.
Содержание
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы и исторические аспекты печатной графики 14
1.1. История становления и развития печатной графики 14
1.2. Цветовая гармония в печатной графике (монотипия) 29
Выводы по первой главе 39
Глава 2 Методика работы над монотипией в системе дополнительного образования 41
2.1. Анализ образовательных программ и федеральных государственных требований 41
2.2 Методика выполнения серии графических листов в технике монотипия на тему: «Небо» 51
Выводы по второй главе 62
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 1. Примеры работ зарубежных и отечественных художников 71
Приложение 2. Эскизы и этапы выполнения серии графических ли-стов в технике монотипии на тему: «Небо» 72
Приложение 3. Методические пособия для серии уроков 73
Список литературы Российская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция); Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Приказ Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе №156 от 12 Марта 2012 года; Подписан: министром культуры Российской Федерации А.А.Авдеевым Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: Монография. Сборник материалов для детских школ искусств в 2-х частях (часть 1)/ А.О. Аракелова, И.Е. Домогацкая, Д.К. Кирнарская, В.Я. Юмашин. – Москва: Министерство культуры Российской Федерации, 2012. – 119 с.
Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: Монография. Сборник материалов для детских школ искусств в 2-х частях (часть 2)/ А.О. Аракелова, И.Е. Домогацкая, Д.К. Кирнарская, В.Я. Юмашин. – Москва: Министерство культуры Российской Федерации, 2012. – 123 с.
Артищук А. Н. Реализм и цветовой колорит в обучении студентов хгф станковой живописи / Артищук А. Н. // теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 181-182.
Афанасьева А. Б., Иванова М. С. Монотипия в графическом дизайне [Текст] / А. Б. Афанасьева, М. С. Иванова // Царскосельские чтения. — 2014. — № . — С. 188-191.
Бабикова Т. В. «Поколенческие» рубежи в искусстве Омска / Бабикова Т. В. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2015. — № 4 (8). — С. 112-114.
Барбер Баррингтон. Рисуем пейзажи/Баррингтон Барбер ; [пер. с англ. О. Вирязовой]. – Москва: Эксмо, 2019. – 160 с.
Воинкова Вера Павловна продвигает новую технику монотипии – флоротипию. Ее суть заключается в том, что для получения оттиска используются растения, как свежие, так и высушенные. Художнику представляется возможность работать сразу в нескольких направлениях – можно накатывать краску на доску и накрывать растительными материалами, либо же покрывать сами растения краской и отпечатывать на лист. В работе «Бродский» (Приложение 1, Иллюстрация 36) художница пользуется вторым способом. Используя только один цвет, а именно синий, художественной выразительности картины автор добивается с помощью ритмично расположенных листьев растений.
Художница из Челябинска Юлия Борисовна Дикусар сочетает в своих эстампах художественные приемы обычной и фрактальной монотипии. В работе «Вдвоем по жизни» (Приложение 1, Иллюстрация 37) устремляющиеся вверх фракталы краски визуально делают горы еще выше, а людей, переходящих ущелье меньше.