Предметно-пространственная среда как условие развития речи детей в средней группе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Во всех дошкольных организациях, согласно ФГОС, обеспечивается разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем направлениям:физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Особое внимание педагогов и родителей всегда привлекала работа по развитию речи детей дошкольного возраста. И это не случайно, поскольку в дошкольной педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.
Познавательное и речевое развитие детей является одним из главных аспектов в образовании дошкольников. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 6
Психолого-педагогическая сущность развития речи детей в средней группе …………………………………………………………...… 6
1.2 Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………… 12
1.3 Влияние предметно-пространственной среды на развитие речи детей средней группы………………………… 17
Выводы по первой главе……………….…………………………………… 26
2. Педагогические условия по определению влияния предметно-пространственной среды на развитие речи детей средней группы……..……………………………………………………………...… 28
2.1. Актуальный уровень развития речи детей в средней группе………………………………………………………………………... 28
2.2. Обогащение предметно-пространственной среды средней группы по формированию речи детей…………….……………………………….. 33
2.3. Результаты влияния предметно-пространственной среды на развитие речи детей средней группы…………………………..………….. 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………….. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….…………...……………. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…….. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………….………………... 52
Список использованных источников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Текст: электронный. – 2019. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 01.04.2022).
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва: Академия, 2017. - 400 с. - Текст: непосредственный.
Александрова, О.В. Развитие мышления и речи малышей 3-6 лет / О.В. Александрова. - Москва: Эксмо, 2015. - 48 c. - Текст: непосредственный.
Бутусова, Н.Н. Развитие речи дошкольников / Н.Н. Бутусова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. - 304 c. - Текст: непосредственный.
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. – Москва: АСТ, 2011. - 640 c. - Текст: непосредственный.
Гербова, В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2021. - №5. – С. 29-30.
Гилева, А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте / АВ. Гилева. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2020. -№2. – С. 21-23.
Гладышева Н. Н., Чернова Л. В. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; Учитель - Москва, 2018. - 148 c.
Грашин А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды; Архитектура-С - Москва, 2018. - 160 c.
Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у 4-6 летних детей / О.С. Гомзяк. - Москва: ТЦ Сфера, 2018. - 96 c. - Текст: непосредственный.
Гризик, Т.И. В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет / Т.И. Гризик. - Москва: Просвещение, 2014. - 610 c. - Текст: непосредственный.
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / Под ред. М.П. Злобенко. - Москва: Учитель, 2019. - 112 c. - Текст: непосредственный.
Дмитриева, В.М. Речь. Мышление. Кругозор / В.М. Дмитриева. – Москва: КОРОНА принт, 2015. - 132 c. - Текст: непосредственный.
В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.